
Стеклянные сосуды в Херсонесе появляются еще в доримскую эпоху, вместе с первыми греческими колонистами. Их количество тогда было совсем не велико и большим разнообразием они не отличались. Это были в первую очередь амфориски - миниатюрные сосудики из разноцветного стекла, являвшиеся предметом роскоши и использовавшиеся для хранения ароматическим масел и благовоний. Ситуация меняется на рубеже эр. В Восточном Средиземноморье к этому времени уже произошла «революция» в стеклоделии и на античные рынки стали поступать сосуды, изготовленные в технике свободного выдувания. Теперь фантазию мастера уже не стесняли ни ограниченность технологий, ни дефицит сырья. В Херсонесе, как и в других античных центрах Причерноморья, количество стеклянной посуды резко возрастает. Стаканы, кубки, кувшины, чаши всевозможных форм и размеров стали неотъемлемой частью большинства семей города. Но, при этом, сюда попадали и сосуды редких форм. Такие как канфары.
Канфар — древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя вертикальными ручками.
Они в целом повторяли форму глиняных только были изготовлены как правило из бесцветного или с легким голубым оттенком стекла. Также как и глиняные сосуды, стеклянные канфары иногда богато украшались рельефным орнаментом.
В фондах Херсонесского музея хранится несколько целых и фрагментированных стеклянных канфаров и сосудов, которые близки к ним по форме и назначению.
Один сосуд был найден в варварском некрополе римского времени в окрестностях Херсонеса – «Совхоз №10 (Севастопольский)». Происходит он из детской подбойной могилы №136. К сожалению, в ней ничего кроме останков погребенного и стеклянного сосуда ничего не найдено, что усложняет точную датировку этого захоронения.
Канфар, найденный здесь, имеет чашу цилиндрической формы с округлой придонной частью. Венчик плоский и слегка отогнутый. Ножка сосуда была вытянута из капли стекла, собравшейся на дне в процессе выдувания. С двух сторон к стенкам канфара крепились вертикально расположенные ручки. В верхней части они украшены горизонтальными «ушками», выполненными с помощью плоских щипцов, возможно деревянных. Подобные канфары известны на Боспоре, в Ольвии и на Балканах, где датируются II-III вв. н.э. Видимо, эти временем можно датировать и сосуд из окрестностей «Совхоза №10».
Интересно, что в этом же могильнике был найден еще один сосуд, который также можно отнести к канфарам. Но отличается он тем, что у него нет такой характерной для этой группы изделий высокой ножки. Вместо нее у него не высокий кольцевой поддон. В остальном он обладает теми же признаками, что остальные канфары.
У него округлое, яйцевидное, тулово с двумя небольшими ручками. Найден сосуд в подбойной могиле №62 месте разнообразным погребальным инвентарем, который позволяет датировать его концом I – первой половиной II вв. н.э.
Еще два фрагментированных стеклянных канфара были найдены на территории самого Херсонеса. Один из них (1) найден К.К. Косцюшко-Валюжиничем в 1907 г. при раскопках античного некрополя в Карантинной балке, но не в погребении, а в отвалах.
Чаша этого канфара цилиндрическая и округлым дном. На его стенки нанесен накладной орнамент из стеклянных нитей, изображающий виноградную лозу с гроздьями ягод в виде выпуклых точек, оттиснутых штампом. Ручки канфара сделаны из толстого стеклянного жгута и вертикально припаяны к чаше сосуда. Ножка у этого канфара высокая, вытянута из капли, образовавшейся на дне бокала в процессе выдувания. Еще один фрагментированный сосуд найден в районе цитадели Херсонеса в 1928 г. (раскопки К.Э. Гриневича). Он был, видимо, выдут в форму, а затем на его стенки был нанесен накладной орнамент в виде грозди винограда с выпуклыми ягодами, которые, как и в предыдущем случае, оттиснуты по еще горячему стеклу штампом. Этот сосуд был найден в слое римского времени с сопутствующими находками III-IV вв. н.э.
Кроме описанных сосудов, в собрании Херсонесского музея также имеются фрагменты ручек, принадлежащих канфарам или канфаровидным сосудам. Все они найдены были в слоях II-IV вв. н.э.
Все найденные в Херсонесе стеклянные канфары были произведены на территории Римской империи и затем различными путями попали на северные берега Понта. В целом они отражают, характерные для первых веков н.э. тенденции в усилении как торгово-экономических, так и военно-политических связей Херсонеса с Римом.