Крымская земля богата яркими и интересными находками. Изделия из керамики и стекла, драгоценных металлов и камней постоянно пополняют экспозиции отечественных музеев. Большая коллекция предметов, найденных в Крыму, хранится в фондах Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Значительную часть этого собрания составляют находки из раскопок, проводившихся в Керчи и ее окрестностях в XIX–XX веках. На одной такой находке стоит остановиться.
В 1852 году в Эрмитаж был передан необычный стеклянный сосуд, найденный в некрополе Пантикапея летом того же года. Он представлял собой столовую амфору высотой 17,7 см, изготовленную из прозрачного янтарно-коричневого стекла и украшенную сложным рельефным орнаментом.
Орнамент состоял из шести ярусов, включавших стилизованные изображения - лепестки, пальметки, виноградные побеги, а также сетчатый узор. В центре композиции расположена двустрочная надпись: «ЄΝΝΙΩΝ ЄΠΟΙЄΙ» («Эннион делал»). На дне амфоры имеются три рельефных концентрических окружности с выпуклостью в центре.
Столь необычный и красивый сосуд был изготовлен в технике выдувания в форме. Такой способ производства стеклянных сосудов появился в Сирии на рубеже эр (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.). С его помощью в матрице, сделанной из глины или камня, выдувались стеклянные изделия с рельефным декором и надписями. Амфора из Пантикапея была изготовлена в четырехчастной форме: три части предназначались для изготовления стенок и одна - для дна. Об этом можно судить по хорошо заметным швам, оставшимся в местах стыков стенок формы. Преимущество такой технологии состояло в том, что одну и ту же основу можно было использовать неоднократно, создавая целые серии одинаковых сосудов из стекла разного цвета.
Применяя многочастные формы, мастера иногда комбинировали отдельные части разных матриц, одинаковые по размерам, но с разными орнаментами. Имя одного из таких мастеров сохранилось на стеклянной амфоре из Керчи: «Эннион делал» – такая надпись размещена в центре орнаментальной композиции.
О мастере Эннионе известно совсем немного. Жил и работал он в Сидоне (современный город Сейда в Ливане) в первые десятилетия I в. н.э. В это время стеклоделательное производство стало массовым. Усиливалась и конкуренция среди мастеров. Эннион, однако, не хотел наводнять рынок дешевой стеклянной посудой, а стремился производить качественное выдувное стекло, привлекательное и доступное по цене. Он наносил на изделия свое имя, явно желая, чтобы покупатели узнавали их. Сейчас известно о нескольких десятках стеклянных сосудов – кувшинов, амфор, чаш и кубков, приписываемых продукции мастерской Энниона. Не во всех случаях на них присутствует «подпись» мастера, но всех их объединяет общий стиль и приемы орнаментации. Интересно, что подпись эта или «этикетка» не всегда имела один вид. Первоначально ее дизайн был прост и неправильно оформлен с точки зрения грамматики (два слова разделены на четыре строки).
Однако со временем его маркировка стала более изысканной. То же относится и к вычурности и сложности орнаментальных композиций.
Одним из самых ярких произведений мастера Энниона стала амфора из янтарно-коричневого стекла, найденная в Крыму. Высокое качество и некоторые детали в оформлении позволили исследователям отнести керченскую амфору к одному из последних творений известного мастера.