За несколько последних десятилетий археологическая наука обогатилась подводными находками средневековых кораблекрушений, выявленных в акватории Северного Причерноморья. Затонувшие суда представляют чрезвычайный интерес для восстановления торговых контактов в прошлом, реконструкции особенностей судостроения и навигации. В ходе исследований археологами применяются современные технические средства, ведь многие объекты располагаются на глубинах свыше 80-100 м.
В 2006-2007 гг. в акватории юго-западного Крыма совместной международной экспедицией под руководством С.А. Воронова было выявлено место гибели небольшого судна с грузом кувшинов таманского типа, получившего условное наименование «Херсонес-А». Обнаружено оно было на глубине 139 м в 12 морских милях от побережья Севастополя. Объект был визуально осмотрен в мае 2006 г. телеуправляемыми подводными аппаратами (ТПА) «Hercules» и «Argus» после проведенного геоакустического сканирования дна.
Груз затонувшего судна, состоявший из одноручных кувшинов, позволил датировать памятник X-XI вв. н.э. В первый год исследований видимая часть корабля состояла из двух возвышенностей, образованных грузом, занимавших участок размером приблизительно 7х3 м, с 60-ю (по подсчетам 2006 года) одноручными плоскодонными кувшинами. Несколько больших деревянных брусьев, находившихся сверху возвышенностей, первоначально были приняты за современные. В тоже время окончания нескольких деревянных фрагментов, которые выступали по внешнему периметру, позволили выдвинуть предположение о том, что, по крайней мере, какая-то часть корпуса судна сохранилась.
После детальной фиксации кораблекрушения «Херсонес-А» и взятия образцов со дна памятника был начат первый этап его комплексного изучения. Судно было небольшим по размерам – 7 м в длину и 2,5-3 м в ширину. Исследователями было зафиксировано более чем 200 красноглиняных кувшинов с плоскими ручками, кувшинов-амфор и кувшинов таманского типа. Их размеры достигают от 40 до 49 см, а максимальные диаметры составляют 19-22 см. Кувшины представляют собой один из наиболее распространенных видов керамической тары средневекового периода. Они были распространены преимущественно в крупных центрах Таврики, Таманского полуострова, Приазовья и Подонья.
При археологических исследованиях нередко фиксируются остатки нефтяной смолы на внутренних поверхностях кувшинов. В поднятых с места кораблекрушения «Херсонес-А» кувшинах не было обнаружено ни смолы, ни других указаний на то, каким было их первоначальное содержимое. Для полного понимания конструкции судна проведенных обследований было недостаточно. Предварительные исследования показали, что судно, предположительно, лежит на левом борту. В настоящее время хорошо изученными аналогиями XI в. являются корабль XI в. в Серче Лимани и судно IX в. в Бозбуруне, которые были найдены в турецких водах
В Юго-Восточном Крыму, в акватории Судака, находки керамического материала IX-XI немногочисленны, и, хотя свидетельствуют о возможных кораблекрушениях этого времени в данном районе, однако конкретных объектов пока найдено не было. Схожая ситуация в Новосветской бухте и у мыса Меганом, где могли иметь место кораблекрушения торговых судов XI в. Тем не менее, в западной части Судакской бухты под горой Коба-Кая, у поселка Новый Свет были найдены следы кораблекрушения более позднего периода – ХIII века.
Этот подводный археологический памятник был обнаружен первыми энтузиастами подводного спорта в конце 50-х годов ХХ века. Предположительно, сведения о кораблекрушении отражает средневековый письменный источник, согласно которому некое пизанское судно было потоплено генуэзской галерой 14 августа 1277 г. на виду у многочисленных жителей Судакской крепости наблюдавших со стен за морским сражением.
Исследования судна, находящегося в 15 м от берега, производились «Центром подводной археологии» Киевского национального университета имени Т. Шевченко в 1999 году. Археологический материал оказался сосредоточен на участке дна площадью 150 х 150 м с глубинами от 5 до 10–12 м. Характер морского дна – крупные глыбы-камни у самого берега, большие и средние камни по всей площади бухты вперемешку с мелким гравием и песком. Наряду с керамической тарой, стеклянными и металлическими изделиями и другими остатками на участке раскопок в период с 2003 по 2011 годы были найдены предметы из дерева: гребни, ложки, деревянные части инструментов (кисточка с деревянной ручкой для смолы, тесло-молоток) и оснастки корабля.
Глубоководное кораблекрушение периода X-XI вв. было выявлено в 2015 г. в акватории Балаклавы в 5 км от берега. Исследования проводились экспедицией Института востоковедения РАН и подводного клуба «Ростов-Дайв» (рук. В.В. Лебединский) при поддержке РГО и Министерства обороны РФ. На дне было выявлено скопление амфор и фрагменты деревянных конструкций. Кораблекрушение находится на глубине 83 м. После проведения фото и видеосъемки с помощью фотограмметрии был составлен общий план памятника и создана его 3D модель.
В двух квадратах была проведена шурфовка. На поверхность было поднято пять амфор, в одной из которых была обнаружена пробка из сосновой коры. Груз судна состоял из амфор типа 3 по классификации Н. Гюнзенин. Этот тип амфор распространен в Средиземноморье и бассейне Черного моря во второй половине X-XI вв. В амфорах, вероятнее всего, перевозилось вино, так как в одной из них обнаружена пробка из сосновой коры с отверстием для удаления продуктов брожения. На месте кораблекрушения видны выступающие из грунта части корабельных конструкций удовлетворительной сохранности, что позволяет надеяться на значительные фрагменты корпуса судна, сохранившиеся в грунте.
В 2008 г. проведены глубоководные археологические разведки в акватории Южного берега Крыма. На завершающем этапе исследований на траверзе пгт. Форос в 16 км. от берега гидролокатором обнаружен неприродный объект, расположенный на глубине 128 м. Отчетливо просматривались остатки деревянного парусно-весельного корабля, впоследствии получившего название «Форосский византиец». Размеры объекта по сонограмме — 32.4 x 6.2 x 1.2 м. В 2009 году объект был осмотрен ТПА.
Кораблекрушение покрыто на 70% илом и сбоку выглядит как большой бархан, из которого в разные стороны выступают деревянные фрагменты рангоута и судового набора. Поскольку носовая и кормовая части судна оказались скрыты донными отложениями, вполне вероятно, что реальная длина объекта могла доходить до 40 м. С помощью видеокамеры ТПА были зафиксированы хорошо сохранившиеся фрагменты судового набора — шпангоуты, бимсы, стрингеры, планшир, фрагменты палубы, обшивки, часть форштевня, девять «весел», реи и, вероятно, две мачты, а также два скопления (около 20 штук) грушевидных амфор с дугообразными ручками, широко распространенного в Причерноморье типа.
Кроме этого, зафиксировано значительное количество неидентифицированных предметов со следами инструментальной обработки. В районе полубака находится вертикальный металлический стержень с тремя отверстиями в верхней его части, возможно, флагшток или веретено якоря. Предметы, похожие на «весла» в уключинах, визуально зафиксированы только с правого борта, длина каждого достигает нескольких метров. Мачта лежит вдоль левого борта. Хорошо прослеживалась часть килевого бруса, фрагменты планшира левого и правого бортов. Вокруг корпуса судна на расстоянии до 5 м. других фрагментов судна обнаружено не было.
Кормовая и носовая части судна во время катастрофы и под воздействием времени пострадали больше, чем центральная часть. С целью уточнения датировки объекта, аппаратом был поднят на поверхность фрагмент древесины, который, возможно, был частью рангоута судна. Киевской радиоуглеродной лабораторией Института геохимии окружающей среды был проведен анализ образца, результаты которого дали период между 1020–1190 гг. Данная дата имеет небольшое расхождение с датировкой керамического комплекса, что можно объяснить несоответствием условий хранения и транспортировки его в лабораторию.
В 2010 году для проведения исследований были привлечены технодайверы. Такие научные работы с использованием водолазов на такой глубине, 128 м., проводились впервые в отечественной практике. Большие глубины и сильные течения ограничили количество водолазных спусков, однако удалось сделать видеозапись нескольких погружений при времени работы на дне 5–7 мин., а также составить план кораблекрушения. На поверхность было поднято несколько амфор. В основном — это грушевидные амфоры с дугообразными ручками. Фрагменты этих амфор встречаются на памятниках в странах северо-восточного Средиземноморья и бассейна Черного моря. Период их бытования обычно ограничивается XIII веком.
Форосское кораблекрушение представляет собой кораблекрушение с уникально сохранившимися деревянными конструкциями, однако детальные исследования затруднены большой глубиной. Исследования «Форосского византийца» засвидетельствовали давно существующее мнение о хорошей сохранности деревянных конструкций затонувших кораблей на больших глубинах Чёрного моря.