Богатый погребальный комплекс эллинистического времени был обнаружен при раскопках некрополя Херсонеса Таврического 7 августа 1912 г. Результаты работ, проводившихся здесь под руководством Р.Х. Лёпера с 1908 по 1914 гг., вводились в научный оборот крайне выборочно. Несмотря на существование обобщающих работ по античному некрополю Херсонеса, полноценные публикации погребальных комплексов из этих раскопок до сих пор единичны. В рассматриваемом погребении была обнаружена примечательная серьга.
Конструкция могилы была простой. В грубо выполненное углубление в скале была поставлена керамическая урна, содержащая остатки кремации и украшения. Затем урна была присыпана землей и на уровне её ручек были разложены или поставлены терракотовые статуэтки и помещена низка золотых биконических бус. Из текста дневника Р.Х. Лепера следует, что рядом было найдено дно ещё одной урны. Остается неясным, к какой урне принадлежали фрагменты глиняного унгвентария, дюжина бронзовых гвоздей и гипсовые украшения, но в дневнике обе эти урны уверенно объединены в рамках одной могилы.
Серьга, интересующая нас, представляет собой несомкнутое кольцо. Дужка образована жгутом из проволок, которые утончаются к концу и соединяются в одну. Декор манжеты — в виде ионийского киматия по краю, рядов профилированной проволоки и двух проволочных спиралей. Манжета завершается объёмной головой льва с гривой и детально моделированной мордой. Глаза и ноздри изготовлены как круглые углубления, на месте пасти — отверстие. Возможно, изначально глаза были инкрустированы. Украшение сохранилось без видимых повреждений из золота 960°. Размеры изделия следующие: диаметр серьги — 17 мм, и диаметр львиной головы около 8 мм. Весит серьга 4,08 г.
Дужка серьги свита из четырех проволок со следами скрутки, конец спаян и утончен. Голова имеет вертикальный паяный шов, заканчивается гривой. К ней припаяна манжета, свернутая из листа. Шов зафиксирован в точках пайкой. На гладком поле манжеты из рубчатой проволоки выложены два завитка по 12 рядов. Заканчивается проволока завитками по обе стороны от шва в 1,5 оборота. По шву металл сильно перегрет, в некоторых местах прожжен.
Н.В. Пятышева, исходя из общей датировки склепа 113, откуда якобы происходила эта серьга, датировала ее временем не ранее конца II — начала I в. до н. э. и считала изделием одного из сирийских или малоазийских центров. Серьги с окончаниями в виде львиных голов — распространенный тип эллинистических украшений. Специальному исследованию этих серег посвящены подробные работы М. Пфроммера и М.Ю. Трейстера, а ольвийские находки были недавно проанализированы А.В. Буйских, А.А. Денисовой и А.В. Ивченко.
По мнению М. Пфроммера, серьги с львиными головами появляются на Боспоре около 300 г. до н. э., а возможно, и несколько позднее — в начале III в. до н. э. М.Ю. Трейстер справедливо подверг подобную датировку критике и привел целый ряд комплексов в Северном Причерноморье и за его пределами, где подобные серьги относятся еще к последней четверти IV в. до н. э. Рассматриваемый экземпляр можно отнести к первой половине III в. до н. э. Дужка серьги свита из 4 проволок, на проволоке винтовые следы от скрутки. На конце дужки проволоки прокованы и спаяны. Голова льва, вероятно, была сделана из двух спаянных половин, выполненных на матрице-формере. Это очень распространенный тип серег. Он был создан и разработан этрусскими мастерами. Известно бронзовое зеркало с изображением женской головы с такой серьгой.
Аналогии этим серьгам многочисленны. Так, более ранние экземпляры происходят из музея в Салониках и представлены в Художественном Музее университета Индианы, Блумингтон. В Северном Причерноморье подобные украшения найдены, например, в Горгиппии. Их находки известны и в Херсонесе.