Находки фрагментов кольчуг являются достаточно редкими для памятников Северного Причерноморья. Ярким открытием стали фрагменты римской кольчуги из раскопок святилища у перевала Гурзуфское Седло. Здесь была выявлена наиболее крупная для отдельного археологического памятника юга Восточной Европы группа предметов римского военного снаряжения I в. до н.э. - I в. н.э., – наступательного и защитного вооружения, снаряжения кавалерии, военного костюма, культовой атрибутики, лагерного быта. Среди предметов наибольшую группу представляют находки фрагментов железной кольчуги Lorica Hamata (кольчужного доспеха из рядов сплошных и заклепанных / сведенных колец). Кольчуга была найдена разрубленной либо разделенной на части, вероятно, при совершении обряда жертвоприношения. Всего выявлено 892 фрагмента и 380 звеньев кольчуги, из них два фрагмента со вставками из бронзовых звеньев.
Фрагменты сосредотачивались в культурном слое сакрального центра ритуального комплекса, сооруженного в период расцвета святилища в 30-20-х гг. I в. до н.э. Фрагменты находились в слое светло-серой глины с включениями мелких костей и темном слое с пережженными костями животных на выровненной поверхности скалы площадки центра. Наиболее плотная их концентрация наблюдалась возле северо-западной части дуговидного ограждения. Несколько фрагментов были найдены также в заполнении жертвенных ямок. Отдельные фрагменты обнаружены на периферии памятника. В культурном слое центра наблюдалась наибольшая концентрация археологического материала рубежа нашей эры - монеты Асандра, Динамии, Августа, Тиберия, различные предметы римского военного снаряжения, фрагменты стеклянных чаш, краснолаковых сосудов, в том числе арретинского кубка, светлоглиняных амфор с двуствольными ручками.
Кольчугу, как и другие металлические находки святилища, отличает очень хорошая сохранность, что может быть связано с почвенно-климатическими особенностями местности. Более 100 фрагментов полностью сохранили свою подвижность. Среди находок присутствуют фрагменты разного размера, от сдвоенных звеньев до самых крупных фрагментов, достигающих размеров 35 х 15 см. Средний размер фрагментов – 3,5 х 3,5 см. В процентном отношении фрагментов со звеньями маленького размера (0,3-0,4, 0,4-0,45 см) – 6,5 % (60 фрагментов), среднего (0,45-0,5, 0,55-0,6 см) – 90 % (804 фрагмента), крупного (0,8-0,9, 1,0, 1,1-1,2) – 3,5 % (28 фрагментов).
Наличие фрагментов кольчуги с таким разнообразием размеров звеньев на одном памятнике является редким случаем. Выделено 9 основных типов кольчуги согласно таким признакам, как диаметр звена, форма звена, наличие заклепок, характер плетения, толщина проволоки, толщина полотна и качество изготовления.
Несмотря на хорошую сохранность металла, сама кольчуга была подвержена большой деформации. Это характерно и для большинства других находок в святилище, в особенности для предметов вооружения и культа. Кольчуга была разделена на части, и многие фрагменты имеют рубленые края, отдельные звенья найдены поломанными либо разомкнутыми. Некоторые фрагменты скручены трубочкой, свернуты в комья, либо сложены в несколько раз.
Исходя из количества и размеров найденных фрагментов, можно определить общую площадь полотна кольчуги, которая составляет 1,2 м2. Можно было бы сделать вывод, что изначально в святилище находилась одна кольчуга. Однако маловероятно, чтобы в одной кольчуге сочеталось столько разных типов, так как для достаточной прочности кольчуга должна иметь четкую и единую систему плетения. Исключения могли представлять вставки из рядов бронзовых звеньев в качестве декоративных элементов. Наиболее вероятно, исходя из характеристик фрагментов, что в святилище поступило несколько разных кольчуг либо их частей. Это подтверждают и особенности расположения фрагментов кольчуги на площади центра.
Кольчуга была изобретена кельтами и адаптирована римлянами. Самые ранние находки кольчуги в Европе в большинстве случаев фрагментарны и датируются IV-III вв. до н.э. На данный момент наиболее ранним свидетельством является находка железной кольчуги из сплошных, сведенных и заклепанных звеньев, с бронзовым нагрудником из захоронения кельтского вождя с кремацией IV-III в. до н.э. в Чумешты (Верхнее Потисье, Румыния).
При раскопках в большинстве случаев от кольчуг находят лишь груды окислившегося железа, что не позволяет ничего сказать о форме кольчуги, а размер колец может быть установлен только приблизительно. В античных государствах Северного Причерноморья кольчуги использовались со второй половины I в. до н.э. по IV в. н.э. У кочевников в степях Прикубанья они появляются на рубеже н.э. Основным типом защитного доспеха в Прикубанье в первые века н.э. был так называемый комбинированный панцирь, представлявший собой комбинацию из чешуйчатого панциря и кольчуги.
Отдельные фрагменты кольчужной брони найдены в Юго-Западном Крыму в погребениях первых веков н.э.: в склепе 550/1 Усть-Альмы, Битаке, Бельбеке IV. Фрагменты двух кольчуг – бронзовой и железной были обнаружены в двух погребениях могильника Скалистое III. Аналогии им известны в прикубанских курганах и на Северном Кавказе. Их появление в Северном Причерноморье исследователи относят к I-II вв. А. М. Хазанов предполагал, что местом их производства мог быть Пантикапей. У всех фрагментов, обнаруженных в Северном Причерноморье, размеры колец – 8 - 9 мм. К настоящему времени святилище у перевала Гурзуфское Седло является единственным из раскопанных памятников античного времени, в котором найдено наибольшее количество фрагментов римской кольчуги рубежа н.э. Данные стратиграфии, наличие в слое датирующего материала, а также сравнение с находками римских кольчуг в других местах дают основание отнести кольчугу ко второй половине I в. до н.э. – I в. н.э.