Начиная с I в. н. э. в элитных варварских погребениях Крыма появляется римская бронзовая посуда, а в захоронения рядовых жителей попадают многочисленные фибулы западноевропейских типов. Обыденными украшениями становятся металлические перстни. В могильниках варварского населения Крыма второй половины I – IV в. они исчисляются сотнями. Среди этих находок выделяются перстни со щитками, украшенными цветной эмалью.
Как правило, это изделия с круглым (реже – овальным) щитком и тонкой шинкой (ободком), украшенной выступами по бокам от щитка. Шинка уплощенная изнутри и выпуклая снаружи, углубление на внешней поверхности щитка заполнено эмалью. Из 22 комплексов Юго-Западного и Центрального предгорного Крыма происходят около 30 таких перстней. Значительная часть находок выявлена в погребениях Усть-Альминского некрополя (20 экземпляров из 13 комплексов). Прочие перстни происходят из могильников «Совхоз 10», Черноречье, Бельбек IV, Заветное, Нейзац и некрополя Неаполя скифского.
Выявленные в Юго-Западном и Центральном предгорном Крыму перстни с эмалью входят в круг вещей, распространенных на территории римских провинций и являющихся составной частью провинциально-римской материальной культуры. Общим формальным признаком перстней, обнаруженных в Крыму, является наличие выступов на шинке по бокам от щитка. У подавляющего большинства изделий щиток круглый, у двух перстней овальный.
Орнамент на щитке состоит из рельефного зубчатого кольца на фоне красной эмали или разноцветных (белых, синих) кругов на красном фоне, у одного изделия щиток полностью покрыт эмалью синего цвета. На основании отличий в оформлении передней части шинки различаются перстни нескольких вариантов. У первого варианта шинка по бокам от щитка украшена двумя заостренными выступами. Для второго варианта характерны четыре заостренные выступы по бокам от щитка (по два с каждой стороны).
У перстней варианта №3 шинка по бокам от щитка оформлена в виде утолщений и украшена дополнительными выступами. У варианта№ 4 - шинка по бокам от щитка оформлена в виде утолщений. К изделиям вариантов 1–4 относятся почти все перстни с эмалью, выявленные в погребениях Юго-Западного и Центрального Крыма, что свидетельствует об их распространении среди проживавшего здесь варварского населения. В Восточном Крыму подобные перстни исключительно редки. Один такой перстень (с круглым щитком и «с утраченной вставкой») происходит из разграбленной могилы некрополя городища Артезиан.
Появление подобных перстней в западных римских провинциях, в Рейнской области и в Словении относят к концу II в. Они известны в числе находок на территории Галлии, выявлены в римском городе Аугуста Раурика на Рейне. В Колчестере (Британия) похожие перстни найдены в контексте материалов 100/125–300 и 320–450 гг.
Из перечисленных перстней с эмалью, выявленных в могильниках варварского населения Крыма: 9 экземпляров происходят из 6 комплексов II в., 18 – из 14 комплексов второй половины II – первой половины III в. (из них 5 – из 3 погребений второй половины II в., 7 – из 5 захоронений второй половины II – первой половины III в., 6 – из 6 комплексов конца II – первой половины III в.). Датировка еще 2 находок не установлена.
Достоверных данных о попадании перстней с эмалью в погребения варварского населения Крыма после середины III в. в настоящее время нет. Единственная находка, которую в предположительной форме можно отнести к подобным изделиям, обнаружена в могиле 73 из Дружного, датированной IV в. Это перстень с круглым щитком и двумя выступами на шинке, отличающейся ребристой поверхностью. Вставка, украшавшая щиток, разрушилась. Не исключено, что она была эмалевая. Если это действительно так, то данный комплекс иллюстрирует наиболее поздний случай попадания перстней с эмалью в погребения варварского населения Крыма.