Примечательным типом украшений, бытовавших в широких границах, замкнутых Уральским хребтом на востоке, Карпатским бассейном на западе, Балтийским и Черным морями на севере и юге, являются бронзовые очковидные биспиральные подвески. Эти, в сущности, нехитрые изделия имеют богатейшую историю. Древнейшие очковидные подвески зафиксированы на территории Северного Кавказа и Закавказья. Они датируются второй половиной III - началом II тыс. до н. э. Появление и распространение таких подвесок в этом регионе связывают с племенами куро-аракской культуры, существовавшей около 4000 — 2200 гг. до н. э. Во первой половине II тыс. до н. э. очковидные украшения распространяются за пределами Кавказа. При этом, их встречают археологи в трех довольно удаленных друг от друга районах: Предкарпатье, Верхнем и Среднем Поднепровье и в Поволжье. В первом найдены две подвески, происходящие из поселений Почапы и Стадники городоцкоздолбницкой культуры. По мнению И. К. Свешникова, их появление в Предкарпатье может быть вызвано контактами населения этой зоны с племенами Словакии и Чехии где существовали металлургические центры и отмечены похожие находки.
В Белорусском Поднепровье также известны две находки, относящиеся к среднеднепровской культуре и найденные в могильнике у д. Ходосовичи. По составу металла они больше тяготеют к кавказским вариантам. Верхневолжские очковидные подвески представлены тремя экземплярами, найденными при. исследовании памятников фатьяновской культуры (III тыс. до н. э.). Две из них обнаружены в могильниках (Никульцинский и Волосово-Даниловский), третья — на поселении в урочище «Тещин язык» около с. Юрьева. Д.А. Крайнов предполагал, что очковидную форму подвесок носители фатьяновской культуры могли заимствовать у племен Предкарпатья. А.А. Егорейченко представляется более обоснованным проникновение очковидных подвесок либо их прототипов с Кавказа через степную зону и далее по Волге.
К середине II тыс. до н. э. очковидные подвески приобрели большую популярность у представителей абашевской (второй половины III тыс. до н. э. - середина II тыс. до н. э.) и андроновской (XVII - IX века до н. э.) культур. Таким образом, территория их распространения расширилась до Урала. Эти изделия отличались меньшим размером. У подавляющей части абашевских и андроновских подвесок высота от наивысшей точки петли до нижнего прута, формирующего кольцо, не превышает 3 см. В то время как у подвесок конца III - первой половины II тыс. до н. э.— 4-5,5 см. Сократилось и количество колец в спиралях: четырех-шести-спиральные находки, как это было ранее, сменили закрученны в два-три оборота.
С угасанием андроновской культуры ареал очковидных подвесок ограничивается Северным Кавказом, где основным очагом производства стали поселения кобанской культуры (XII—VI вв. до н. э.). В этом районе их находки особенно многочисленны, встречаются также литейные формы для изделий. Размеры кобанских подвесок варьируют в достаточно больших пределах. Их высота колеблется от 1 до 6,5 см. Представители этой культуры весьма разнообразно применяли очковидные украшения: в составе серег, ожерелий, гривен, височных колец, головных уборов и т. п. Число колец в спиралях варьировало от одного до шести.
С VIII по VII вв. до н. э. очковидные подвески получают достаточно широкое распространение не только на Северном, но и на Южном Кавказе. По-видимому, это объясняется тесными связями населения этого района с племенами кобанской культуры. К этому времени относятся находки очковидных подвесок в Крыму. Они были сделаны Н.И. Репниковым при раскопках таврских ящиков в урочище Мал-Муз - единственном таком памятнике, который удалось обнаружить неразграбленным. Очковидные подвески оказались в ящиках №2 и №6. Х.И. Крис предложила по аналогии с материалами Лугового могильника (Ингушетия), где такие подвески найдены in situ, отнести их к деталям головного убора. Такую же аналогию использования исследовательница привела на примерах Нестеровского могильника (Ингушетия).
Представляет интерес появление аналогичных находок в первых веках н. э. в позднеантичных памятниках. В частности, две подвески известны по раскопкам Семеновского и Новоотрадненского могильников на Керченском полуострове. Исследовавшая их И. Т. Кругликова полагала, что очковидные подвески были характерны для рядового населения сельских районов, поскольку в городах подобные находки не встречаются. А.А. Егорейченко отмечает, что эти изделия отсутствуют в предшествующих античных памятниках Северного Причерноморья. Наиболее близкие по времени аналогии ученый усматривает в очковидных подвесках Среднего Поднепровья. Их появление на Боспоре могло быть вызвано связями со Средним Поднепровьем либо другими близкими территориями, где эти подвески существовали в раннеримскую эпоху.
Очковидные подвески продолжают бытовать до VI в. в памятниках цибельдинской культуры в Абхазии и антских кладах Среднего Поднепровья. К последней четверти I тыс. н. э. они почти повсеместно выходят из употребления. Наиболее воздние из них относятся к концу X и, возможно, началу XI в. Одна из таких подвесок в сочетании с бубенчиками на каждой спирали обнаружена в Люцинском могильнике (Латвия). Еще одна находка выявлена на Белом озере: представляет собой литейную форму для двух украшений, одно из которых может быть отнесено к числу очковидных
Таким образом, распространение очковидных подвесок на широкой территории было не стабильным, а скорее всего пульсирующим. В настоящее время выделяется пять этапов в хождении этих украшений: 1) вторая половина III - середина II тыс. до н. э.; 2) третья четверть II тыс. до н. э.; 3) последняя четверть II тыс. - середина I тыс. до н. э.; 4) вторая половина I тыс. до н. э.- первая половина I тыс. н. э.; 5) вторая половина I тыс. - начало II тыс. н. э. В отдельные периоды (2-й и 4-й) очковидные подвески охватывали значительные пространства, в то время как в другие происходил процесс сужения их ареала.