В 2015 г. при обследовании античных поселений присивашской степной зоны А. В. Гавриловым изучены, найденные жителями сёл Кировского и Советского районов предметы археологии. Артефакты, найденные в окрестностях двух поселков – Ореховке Кировского района и Шахтино Советского района – оказались связанными с гуннами.
Находки из Ореховки происходят из разрушенного погребения гуннского времени, поскольку в данном месте в 80-е гг. ХХ в. производились ирригационные и мелиоративные работы, связанные с прокладкой поливных канав и нивелировкой полей под орошение. Кроме этого, регулярная распашка этой территории привела к перемешиванию верхней части культурного слоя античного поселения. Похоже, погребение было впущено в золистое пятно – место античного жилищно-хозяйственного комплекса. По-видимому, кочевники-гунны предпочитали хоронить своих соплеменников на местах бывших античных поселений по причине того, что единожды обжитые пункты были удобны для их становищ, поскольку там были источники воды, удобные пастбища (бывшие античные поля) и коммуникации.
Артефакт (1) представлял собой фигурную накладку в виде короткой вертикальной пластины, от которой под углом отходят две полоски; на их концах сохранились полусферические шляпки гвоздей. Её размеры: ширина – 4,6 см, толщина пластины – 0,7 мм, диаметр шляпок гвоздей – 0,6 см. Накладка изготовлена из тонкой бронзовой пластины, обтянутой тонким золотым листом. По-видимому, пластина крепилась к кожаной или деревянной основе декоративными серебряными гвоздиками с выпуклыми, полусферической формы шляпками, которые также были покрыты тонким слоем золота. Точных аналогов этой накладке не найдено; очевидно, она использовалась для украшения уздечного ремня или ножен кинжала. Можно отметить, что похожие заклёпки с серебряными полусферическими головками отмечены в изделиях из погребения в могильнике античного городища Беляус и в находках ряда других погребений.
Вторая (2) накладка каплевидной в плане формы со вставкой из красно-коричневого сердолика (карнеол), очевидно, принадлежала уздечному набору. Её размер: 1,8×2,8×0,6 см. Она изготовлена из тонкой золотой пластины, с лицевой стороны по краю оформлена штампованным орнаментом – так называемым «рубчиком». С тыльной стороны имеет два отверстия для крепления к кожаной основе. Вокруг отверстий прослеживались окислы от медных заклепок. Подобные накладки от уздечных ремней происходят из разрушенного погребения у совхоза Калинина Красногвардейского района и ряда других. Штампованный рубчатый орнамент по краю характерен для накладок подобного рода и прослеживается на материалах многих погребений гуннской эпохи.
Находка подвески у с. Шахтино была сделана на левом берегу старого русла реки Мокрый Индол, которое частично сохранилось у юго-западной сельской окраины. Здесь же находится средневековое поселение с материалами XIII–XIV вв., где местные жители находили монеты ранней солхатской чеканки. Ранее, ещё 50 лет назад, пойма Мокрого Индола в этих местах была заросшей кустарником и деревьями, в реке была вода и устроены пруды – т. е. эти места были привлекательны для жизни, о чём свидетельствуют античные и средневековые поселения, находящиеся вверх и вниз по течению. Видимо, случайная находка подвески имеет отношение к погребению, разрушенному при подготовке к орошению этого поля в предыдущие годы, тем более, что Северо-Крымский канал проходит рядом.
Подвеска шаровидной формы, сильно помята. Размеры подвески: диаметр шара –– 4,0 см; высота рифлёной трубочки – 1,2 см, её диаметр – 0,8 см. Изделие объёмное, в качестве заполнения внутреннего пространства использована мастика светлокоричневого цвета. Гнезда (касты) для вставок треугольной, прямоугольной, трапециевидной и каплевидной в плане формы сделаны из припаянных ребром к основе тонких и узких ленточек, концы которых заходят друг за друга. Основание гнёзд украшено ободком из зерни. В качестве вставок использованы альмандины. Поверхность изделия украшена накладным орнаментом из мелкой зерни в виде треугольников, обращенных вершинами вниз. В нижней части подвески припаяна цилиндрическая рифлёная трубочка, конец которой обломан. Очевидно, это была нижняя часть подвески, завершающаяся так называемым «лучом», так же, как, например, у колтов из погребения близ д. Марфовки и ряда других подобных находок. Судя по известным изделиям, к концу трубочки была припаяна шаровидная головка с пирамидкой из крупной зерни. К корпусу подвески были припаяны три петельки для крепления цепочек.
Появление полихромных украшений в северо-причерноморских степях и Крыму относится к гуннской эпохе и связано с образованием политического объединения кочевых племён под главенством гуннов в первой половине V в. и последовавшими миграциями народов гуннского племенного союза после распада державы Атиллы в 454 г. Захват огромных территорий в Азии и Европе, покорение многих народов вели к накоплению значительных богатств в руках гуннской знати, в среде которой возникла мода на золотые, украшенные вставками из альмандинов и сердоликов, изделия.