Монеты Молдавского княжества в Крыму

В средневековую эпоху Таврику населяли представители различных культур. Появление на полуострове новых этносов создавало дополнительные предпосылки для развития политических, культурных и экономических связей. Формирование таких связей отразилось в удивительной пестроте местного монетного рынка. Свою место на денежном рынке средневекового Крыма занимают и эмиссии молдавских господарей, хотя пока они и составляют небольшой процент от всего объема выявленных находок.

В основном молдавские монеты представлены лишь единичными экземплярами серебра или меди. Исключение составляют лишь весьма внушительных размеров Симферопольский клад 2012 года, состоявший из медных полугрошей Александра I Доброго (1400—1432) и находка на территории генуэзской крепости Чембало в Балаклаве небольшого «клада-кошелька» серебряных средневековых монет.

На рынке средневекового Крыма доминировали выпуски гиреевских акче и генуэзско-татарских аспров и фоллари. Однако присутствие в составе местного нумизматического рынка монет молдавских эмитентов, безусловно, так или иначе говорит о существовании связей Таврики со своими причерноморскими соседями из Карпато-Днестровского региона. Молдавская монета, несмотря на её немногочисленность, постоянно проявляется в самых разных частях Крымского полуострова, и не только в случайных находках, но и при археологических исследованиях древних городищ. Монеты происходят со средневековых поселений и крепостей или из их ближайших окрестностей.

Наиболее раннее известие об обнаружении двух молдавских полугрошах содержится в материалах Тавро-Скифской экспедиции второй половины 1940-х — начала 1950-х гг. Монеты были обнаружены на территории городища Неаполя Скифского. М. Г. Крамаровский отмечал, что монеты молдавских господарей фиксировались на территории городища средневекового Солхата в Восточном Крыму. В начале 1990-х гг. был найден двойной грош Стефана II (1433—1447, с перерывами) при археологических исследованиях средневекового Алустона. Во второй половине 1990-х стало известно о находке полугроша Александра I на территории средневековой крепости Фуна, некогда располагавшейся к северу от Алустона.

Из сообщений В. П. Кирилко известно и о находках монет молдавских владетелей на Мангупе и на территории крепости в Судаке. Последние стали известны и при раскопках кварталов средневековой Сугдеи, где были обнаружены грош и два полугроша Александра I, а также грош Cтефана III (1457—1504) выпуска 1457—1476 гг. Ещё один грош Александра Доброго 1409—1415 гг. был выявлен в составе знаменитого Кырк-Ерского клада на городище Чуфут-Кале в окрестностях Бахчисарая. Начавшиеся в конце 1990-х гг. планомерные археологические исследования генуэзской крепости Чембало в Балаклаве свидетельствуют о том, что молдавская монета проникала и в этот самый западный уголок итальянских владений в Крыму. Отсюда происходят три полугроша Александра I и шесть грошей Стефана III.

Однако молдавскую монету находят не только на хорошо известных археологических памятниках средневековой Таврики. Она встречается и в составе кладов или монетных комплексов, обнаруженных вне поселений и крепостей. К примеру, в составе одного такого комплекса, обнаруженного на территории природного заповедника «Красный камень» в районе сёл Передовое и Широкое в окрестностях Севастополя, вместе с золотоордынскими дирхемами, гиреевскими акче и литовским шелягом находился и грош Стефана III Великого.

К монетам, выпущенным уже после турецкого завоевания 1475 года, относится один грош Стефана IV, отчеканенный на протяжении его правления 1517—1527 гг. и найденный в селе Перевальное. Завершают подборку четыре монеты Иоана Водэ (1572—1574), акче, выпущенные в 1573 году и найденные в различных частях Таврики — в селе Репино, два — в селе Белогорское, Белогорского района и последний, четвертый экземпляр без уточнения точного места обнаружения.

Исследования последнего пятилетия в Центральном и Юго-Западном Крыму выявили ранее не встречавшиеся монеты. Это гроши Петра I Мушата из окрестностей Балаклавы и Стефана I (1394—1399) из Симферопольского района; три гроша и три полугроша Александра I из Севастопольского и Бахчисарайского районов; гроши Ильяша I из Альминской долины, Стефана II (1433—1447, с перерывами) и Петра II (1447—1448) из окрестностей Севастополя; грош Стефана III Великого из Качинской долины и два гроша Стефана IV (1517—1527) из окрестностей Белогорска и Севастополя. Десять монет из Солхата были недавно опубликованы В. В. Майко.

Таким образом, проникновение молдавской монеты на крымские рынки происходит с конца XIV столетия и продолжает использоваться вплоть до конца XV в., спорадично появляясь вплоть до последней четверти XVI в. Пополнение сведений о находках молдавских монет расширяет представление об ареале их распространения на территории полуострова. Если раньше речь шла только о побережье и это связывалось с деятельностью генуэзцев и их торгово-экономической миссией, то сегодня можно констатировать, что молдавская монета проникала не только на рынки поселений южного побережья и предгорий, но и в степные районы Центрального и Восточного Крыма. В то же время, нет никаких данных о находках молдавских монет в генуэзской Каффе или поздневизантийской Керчи-Боспоро.

В. П. Кирилко осторожно предложил точку зрения о вероятности существования тесных связей, по крайней мере, торговых контактов, между Крымским регионом и Молдавским княжеством уже в правление Александра I Доброго. Находки монет Петра I Мушата подтверждают мнение учёного, о том, что основные центры средневековой Таврики с прилегающими к ним районами так или иначе входили в сферу интересов Молдавского государства с самого раннего периода его становления. В дальнейшем (с середины XV столетия) и господари Молдовы, и представители генуэзской администрации в Каффе, безусловно, были заинтересованы как в развитии торговых отношений, так и в поиске надежных союзников в связи со всё обостряющейся внешнеполитической обстановкой и возрастающей османской угрозой.

Генуэзские власти настоятельно рекомендовала каффинской администрации поддерживать самые тесные отношения с причерноморскими владетелями. Особо среди них отмечался и союзник молдавского господаря — Монкастро. И связи эти, очевидно, действительно имели место. По крайней мере, об этом может свидетельствовать находка в Крыму одной из редких монкастровских монет типа «Аспрокастрон», а акче Крымского ханства и генуэзско-татарские аспры и фоллари хорошо известны по находкам и в Белгороде-Днестровском, и на территории Молдовы. Появление монет в Крыму в третьей четверти XVI столетия Н. Д. Руссев склонен связывать не с торговыми связями регионов, а с военно-политической катастрофой молдавского господаря Иоанна, в результате которой молдавские монеты были вывезены из страны в качестве татарских трофеев в 1574 году в ходе одного из набегов на юг Молдовы.

Список литературы
Алексеенко Н.А., Дергачёва Л.В., Цепков Ю.А. Новые находки молдавских монет в Юго-Западном Крыму // Stratum plus. Археология и культурная антропология. 2014. № 6. С. 349-355.
Алексеенко Н.А., Дергачёва Л.В. Молдавская монета на территории средневековой Таврики // В поисках сущности сборник статей в честь 60-летия Н. Д. Руссева. Сер. "Библиотека Stratum" Университет "Высшая антропологическая школа". Кишинэу, 2019. С. 97-106.
Майко В.В. Кырк-Ерский клад городища Чуфут-Кале в Юго-западном Крыму. - Киев, 2007.