Интересную категорию клинкового вооружения первой половины I тыс. н.э. представляют мечи и кинжалы с вырезами у основания клинка. В научной литературе они относятся к типу V классификации сарматских мечей по Хазанову. Главной и единственной отличительной особенностью таких клинков являются вырезы в нижней части лезвия, в большинстве случаев их два с каждой стороны. Иногда бывает три или четыре выреза. С этим оружием связан особый погребальный обряд - во многих случаях мечи с вырезами клали на голову или плечи умерших. В Крыму в могильнике Нейзац зафиксирован единственный случай, когда найденный меч с вырезами находился не на месте плеча или головы погребённого, а был установлен вертикально, выше уровня гроба, вероятно, на его крышке. В этой связи вспоминаются слова Аммиана Марцеллина о том, что аланы поклоняются воткнутому в землю мечу, олицетворяющему бога войны.
Мечи и кинжалы с вырезами наиболее характерны для погребальных комплексов IV – V вв. н.э. Крыма и Северного Кавказа, иногда их находят на раннесредневековых памятниках VI – VII вв. Некоторые находки происходят с территории черняховской культуры (III – IV вв. н.э.) (Северное Причерноморье, Нижнее и Среднее течение Дуная). Единичные экземпляры встречены на территории южных областей России (в Курской, Брянской и Тульской обл.), самая северная находка зафиксирована в междуречье р. Волга и р. Кама на территории Татарстана. Два кинжала с вырезами найдены во Франции (в Аквитании и Нормандии). Мечи и кинжалы с вырезами представляют собой неотъемлемый элемент культуры населения IV–V вв. н. э. предгорного Крыма. Они не однократно встречались в погребальных комплексах крымских сармато-аланских могильников III – IV вв. н.э. (Нейзац, Дружное, Озерное III, Килен-Балка и др.).
В отношении мечей и кинжалов с вырезами в научных кругах ведутся не прекращающиеся дискуссии. В основном, они касаются происхождения этого оружия и назначения вырезов, которые и делают эти мечи уникальными для своего времени. Если обобщить написанное в литературе, то возможная территория появления кинжалов с вырезами ограничивается основной территорией их распространения – Северным Кавказом и Крымом. Существуют только различные мнения по поводу конкретной локализации места их появления в этих рамках. Наиболее распространена точка зрения, что появились такие мечи у северокавказских алан в первых веках н.э. и вместе с ними распространились на другие территории. Особое внимание исследователей было уделено функции вырезов. Есть несколько версий: 1) служили для крепления перекрестия; 2) использовались для блокировки и захвата оружия противника; 3) были приспособлены для крепления ремня рукояти или петли, которая продевалась на руку для дополнительной фиксации оружия.
Высказывались различные мнения и по поводу функции самих клинков. Некоторые исследователи отмечали, что это могли быть, не мечи, а наконечники древкового оружия, или их использовали как для клинкового, так и для древкового вооружения. Высказывалось мнение, что они не были оружием, в прямом смысле этого слова, а являлись атрибутом для воинских и погребальных культов, связанных с аланской традицией.
Не одно из данных предположений не получило общенаучного признания.