Лицевые бусы

Одним из интересных типов находок, распространенных в Европе в эпоху античности, является группа дисковидных лицевых бус (бусы с личинами). Они изготавливались из глухого стекла. Изображения на них исследователи относят к группе сложных орнаментов. В эту группу входят также разнообразные растительные, зооморфные и геометрические сюжеты. В меньшей степени распространены изделия, выполненные в технике накладных орнаментов. К ним принадлежат и бусы с лицами. На них изображали одно или несколько лиц. Чаще всего встречаются бусы из синего стекла, но есть много примеров и других цветов.

Называемые также бусы миллефиори с изображением лиц впервые проанализировала Дагмар Cеллинг в 1942 году. Она выделила два главных типа, которые различаются не только по орнаментации и распространению, но и хронологически. У дисковидных бус I, раннего типа, в центре одноцветной стеклянной основы расположено одно лицо, а у сферических экземпляров — от 2 до 6 в одной полосе. На бусах типа II, датируемых IV ‒ V вв. н. э., изображение лица в средней полосе обычно комбинируется с другим мотивом, в большинстве случаев – с шахматным

реконтр браслета.pngБус типа I найдено больше, чем бус типа II. Последние, как правило, являются находками из недостоверных источников (большинство известно по аукционным сайтам), из 61 дисковидного экземпляра только 22 были найдены в ходе археологических работ. Дисковидные бусы в среднем диаметром 1–1,2 см, толщиной 0,3–0,5 см, всегда изображают только одно лицо. Чаще всего они круглые или четырёхугольные. Например, три из четырёх бусин из женского сарматского погребения в Дунакеси (Венгрия) совершенно идентичны по цвету, изображению глаз и ртов. Форма лица на светло зелёной бусине изящнее, волосы обозначены чёлкой, нависающей на лицо.

Опубликованные дисковидные бусы очень разнообразны, но определённая закономерность наблюдается. Линию подбородка снизу оконтуривает полоса. Лицо обычно обрамляет чёрная полоса шириной 0,1 мм, а затем, чаще всего полоса более светлого цвета. Она окружена основным по цвету стеклом, чаще всего, прозрачным зелёным. Интересно изображение волос: обычно на участке между глазами волосы имитируются красно-белыми или черно-белыми сменяющимися полосами. Такое изображение волос интерпретируют иногда как стилизованную змею, один из важных атрибутов Горгоны.

Д. Селлинг предположила, что бусы одновременно могли служить амулетами. В работе Х. В. Джонстона в составе украшения из Крыма в числе множества изображений людей и лиц приводится лицевая бусина типа I по Селлинг и фаянсовая пронизь в виде льва.

сев прич.png

Производство бус миллефиори требует больших затрат и специальных навыков, поэтому их могли изготовлять только в стеклоделательных мастерских высокого профессионального уровня. Одни типы орнаментов живут долго, а другие характерны только для определённых периодов. Техника производства таких бус предполагает, что в термостойком керамическом сосуде подогревают до 1200–1400 градусов соду, песок и оксиды металла, чтобы удалить загрязнения. Из стеклянной массы при помощи длинного железного стержня вытягиваются стеклянные нити различной толщины и формы, которые разрезают на желаемую длину.

При изготовлении бус миллефиори заранее нужно спланировать орнамент и приготовить стеклянные нити различных цветов в соответствующем порядке. Эти нити сплавляют нагреванием. В конце процесса образовывается длинный стержень, который разрезают на куски толщиной 3‒4 мм. Судя по сложному технологическому процессу можно предположить, что лицо делали искусные мастера, а готовые детали, вероятно, встраивали в рамку желаемого цвета и формы уже менее опытные люди. Неизвестны центральные лицевые элементы или полуфабрикаты из археологических материалов стеклоделательных мастерских, которые могли бы послужить доказательством.

Что касается места производства, то со времени публикации А. Кисы 1908 года существует мнение, согласно которому лицевые бусы производили в Александрии в начале I в. н. э. В анализе лицевой бусины из Магдаленсберга Б. Цурда-Рут коснулась вопроса происхождения технологии. Она считает, что технику миллефиори изобрели в Александрии, откуда она распространилась на другие территории. Это соображение восприняли Б. Риттер и Э. Рейха. Предположение о египетском происхождении было основано на иконографии изображений.

В относительно недавних публикациях территория распространения лицевых бус указала на Северное Причерноморье, особенно это касается типа II по Селлинг. А. М. Стаут, занимающаяся позднеримскими лицевыми бусами, сделала химический анализ нескольких бусин типа II. Результат однозначно указывает на римскую мастерскую. По еe мнению, речь может идти о Риме или Трире как месте производства. Мастерскую ранних лицевых бус типа I по Селлинг с большой долей вероятности следует искать в Александрии — колыбели техники миллефиори. Отсюда технологические приёмы при посредстве греков могли попасть в Северное Причерноморье, а затем в Италию.

геркуланм.pngВопрос решается с трудом, так как не известно ни об одной стеклоделательной мастерской данного периода, где могли изготавливать такие бусы. В своей обзорной работе, изданной в 1940-е годы, Д. Селлинг датировала тип II в. н. э. Найденные с тех пор экземпляры, поддающиеся датировке, уточнили это определение. В Геркулануме в составе ожерелья, лежавшего рядом с женским скелетом, было шесть дисковидных бус. Извержение Везувия датирует этот материал 79 г. н. э. На основании неизношенной монеты Тиберия более ранним временем, 16 г. н. э. датируется погребение девочки с лицевыми бусами и экземплярами из горного хрусталя, найденное в окрестностях Рима.

Подводя итоги можно сказать, что бусы типа I по Селлинг, используемые с 120 ‒ 130-х годов до начала II в. н. э., известны относительно широко: от Египта до Южной Скандинавии. В отличие от него, тип II по Селлинг, датированный с середины IV до начала V в. н. э., встречается в первую очередь в Южной Скандинавии и балтийском регионе.

Отечественный исследователь Е. М. Алексеева выделила группы таких изделий по цветам, обрамляющим лицо и разбила их на типы 448–454. Она работала с северо-причерноморскими материалами и отметила, что лицевые бусы на этой территории встречаются в комплексах второй половины I в. до н.э. – первой половины II в. н.э. В отношении места производства бус она также придерживается египетской версии. По Е.М. Алексеевой исполнение сложных лицевых орнаментов продолжалось и в позднеримское время, но со второй половины II в. н.э. они значительно меняются. Исчезают тонкие линии лиц, приобретают популярность внутренние орнаменты, просвечивающие из глубины ядра.  Наконец к III веку лицевые бусы стали изготавливаться и вовсе небрежно.

448 херс.pngРассмотрим типологию Е.М. Алексеевой. К типу 448 исследователь отнесла плоские округлые бусы I в. н. э. из глухого красного стекла с двусторонним изображением человеческого лица, из глухого белого стекла, обведенного обычно голубым или желтым кругом. Для изображения волос, прориси глаз, бровей, носа и контура рта использовалось лиловое стекло. Подбородок обводился красным, лиловым или голубым цветом. Две такие бусины происходят из Херсонеса и одна из Пантикапея.

449.pngК типу 449 отнесены бусины из глухого желтого стекла того же времени. Лицо с прорисью лиловым стеклом обведено голубым ободком, подбородок подчеркнут зеленой линией. Один экземпляр таких бус найден в Херсонесе.

450.pngТип 450 охарактеризован как изделие из коричневого стекла. Датируются I в. до н.э. – I в. н.э. Белое лицо на нем обрамлено коричневым и желтым кольцами, подбородок подчеркнут красной полосой, рот – красный квадратик, прорись глаз, бровей и носа сделана лиловым стеклом. В Крыму такой тип не обнаружен.

451.pngБусы из светло-зеленого стекла были отнесены Е.М. Алексеевой к типу 451 и датированы I – II вв. н.э. На них белое лицо обрамлено лиловым или красным кругом, подбородок подчеркнут голубой линией, рот такой же, как и у типа 450. Одна находка происходит из Херсонеса. К этому же периоду принадлежат бусы типов 452-454, выполненные на синем и голубом стекле. В Крыму таких находок не обнаружено.452.png

Относительно предназначения лицевых бус Е.М. Алексеева заключает, что, по всей видимости, подобные изделия не были простыми украшениями. Ранние из них имели отношение к определенным культам, поздние служили амулетами-апотропеями. Также, возможно, они являлись гротесками, что может подтверждать находка в Израиле подвески с изображением носатого пучеглазого бородатого лица в культовом убежище вместе с другими вотивными приношениями, связанными с культом плодородия, а также находка двух крупных трехликих цилиндрических бус в домашнем святилище Сабазия и Деметры на поселении Панское-1 в Западном Крыму.

Список литературы
Кором А. Сарматское женское погребение в окрестностях Дунакеси // Крым в сарматскую эпоху. - вып.3. - 2018. - С. 9 - 37
Алексеева Е. М. Античные бусы Северного Причерноморья. Археология СССР. - М.: Наука, 1982. - 110 c.