В собрании Государственного Эрмитажа хранится один интересный и необычный предмет, происходящий из Крыма. Эта находка выделяется среди многочисленных крымских артефактов своим функциональным назначением и мастерством изготовления. Речь идет об уникальном для археологии Северного Причерноморья музыкальном инструменте, найденном в Керчи.
Итак, в декабре 1910 года в одно из усадеб портового города была сделана при не полностью выясненных обстоятельствах интересная находка. Директор Керченского музея древностей В.В. Шкорпил писал в Императорскую археологическую комиссию, что вещи были найдены в «земляной гробнице, открытой случайно в частной усадьбе итальянца Франциско Коланджелло». Гробница эта была покрыта каменными плитами, и захоронение, видимо, не было потревожено. Погребенный лежал головой на запад, но никаких подробностей о его положении не сохранилось. Известно, что у ног костяка была найдена «бронзовая черепаха» (рис. 1), две бронзовые пластины, бронзовое кольцо с остатками дерева внутри и фрагмент стеклянного сосуда. Возле «талии и рук» лежали 16 небольших костяных стержней (рис. 2) и остатки истлевшего дерева. Поскольку исследование погребения проводилось без участия специалиста, других сведений о «земляной гробнице» нет.
Все найденные предметы были приобретены Императорской археологической комиссией у керченского коллекционера Ивана Пекерова в том же году и через пять лет переданы в коллекцию Эрмитажа. Не вызывает сомнений, что т.н. «бронзовая черепаха» является резонатором, а костяные стрежни – колками (детали струнных музыкальных инструментов для удерживания и натяжения струны) от античного музыкального инструмента - лиры. Резонатор (длина – 26 см, ширина – 21,5 см) был изготовлен из бронзы в форме черепахи и с обратной стороны украшен тонкими резными линиями, воспроизводящими рисунок панциря, со следами инкрустации серебром. На передних сегментообразных пластинках рельефные изображения: с одной стороны молодой воин-победитель со щитом и копьями, с другой богиня победы Ника с венком. Над ними две женские головы в профиль. На пластинах заметны трещины и утрачены небольшие части, а от серебряных пластин сохранились только следы. Костяные колки (длина – 8 см) по большей части фрагментированы и имели трехгранные головки для натягивания струн.
Изготовление панциря резонатора в форме панциря черепахи можно объяснить мифом о Гермесе, Аполлоне и создании лиры. В общих чертах его можно представить следующим образом. Молодой бог Гермес украл у Аполлона стадо священных коров. Выяснив это, Аполлон был в ярости, стал преследовать вора, но гнев его утих, когда он услышал звук лиры, изготовленной Гермесом из черепахи. Аполлон в итоге предложил обменять стадо коров на лиру.
В эпоху античности лира состояла нескольких частей, форма которых изменялась: резонатора, пары отходящих от него рогов, в верхней части соединенных перекладиной, и струн, прикреплявшихся верхними концами к перекладине, а нижними к резонатору. У наиболее древней, примитивной, лиры было всего три струны. Затем число струн постепенно увеличивалось. В конце V в. до н.э. использовались 11-струнные инструменты, а в эллинистическую эпоху число струн возрастает до 18-ти. Присутствие большого числа колков на керченской лире указывает на то, что она относится к позднему времени, а нахождение вместе с ней в погребении стеклянного сосуда на римскую эпоху. И.П. Засецкая датировала находку концом IV – V вв.н.э.