
Ранней весной 1914 года директор Керченского музея древностей В. В. Шкорпил начал очередной полевой сезон с раскопок курганов и грунтового некрополя на склонах горы Митридат. Летом им была обследована обширная территория между деревней Аджимушкай и Темир-горой (совр. Темирова гора к северо-востоку от Керчи), где было открыто несколько гробниц первых веков н.э. Осенью того же года В. В. Шкорпил исследовал ряд погребений за Глинищем и Новым православным кладбищем, по обеим сторонам дороги ведущей в Тарханы (селения к северу от Керчи). Год был богат и на новые открытия, и на находки, часть которых, однако, попала в руки археологов необычным путем.

Вот какие сведения сохранились по этому поводу в отчете Императорской археологической комиссии:
«Особенного внимания заслуживают вещи, похищенные кладоискателями из земляного склепа, открытого ими за Новым православным кладбищем, вправо от Тарханской дороги. Захваченные вещи удалось приобрести покупкою, сам же склеп был снова открыт и тщательно разобран, при чем найдено еще несколько предметов…»
Как явствует из этого сообщения, одновременно с археологами на керченских некрополях «промышляла» группа грабителей, разорявших древние захоронения, с которыми В. В. Шкорпил вел постоянную борьбу. В случае со склепом на Тарханской дороге эти «счастливчики» добрались до гробницы раньше исследователей. Все, что оставалось археологам это доследовать разоренный склеп и скупить часть вещей у грабителей. А вещи были интересные и даже уникальные: золотые и бронзовые монеты, золотые и серебряные серьги, перстни и пряжки, а также бронзовые и стеклянные сосуды, на одном из которых стоит остановиться подробнее.

Один из стеклянных сосудов, проданных грабителями, представлял собой кувшин, без сомнения, уникальный для боспорского некрополя. Изготовлен он был из тонкого прозрачного стекла с зеленоватым оттенком в непростой технике. Наиболее распространенной в римское время была технология свободного выдувания, позволявшая быстро и без особой затраты сырья производить большое количество сосудов. Тем не менее, мастера-стеклодувы иногда использовали более сложный метод выдувания в заранее заготовленную форму. В таких случаях сосудам придавалась необычная форма и декор. Они становились настоящим произведением искусства.

В такой технике был изготовлен и керченский кувшин (в настоящее время хранится в фондах Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге). Он имел высокое овальной формы тулово, украшенное винтообразно расположенными каннелюрами, т.н. спиральным рифлением. К сосуду и горлу крепилась желобчатая ручка, согнутая под прямым углом. Верхний конец ручки соединен посредством треугольного выступа-налепа. Самое интересно, что под ручкой находился необычный элемент — медальон с рельефным изображением маски льва – довольно редко встречающееся украшение. Такие декоративные медальоны отливались в отдельной форме или штамповались, а затем крепились к ручке сосуда.

По комплексу находок, приобретенных у «счастливчиков» и найденных В. В. Шкорпилом самостоятельно, погребения в склепе у Тарханской дороги могут датироваться IV – первой половиной V вв. н.э.

На Боспоре сосуды, подобные рассматриваемому кувшину, с тех пор не находили, что делает находку особенно уникальной. Однако, известны они в других местах. Например, идентичный сосуд хранится в одной из музейных коллекций в г. Кёльне (Германия). К сожалению, найден он был еще в XIX в. и точное место находки остается неизвестным. Выдвигается предположение, что такие сосуды могли изготавливаться где-то на Ближнем Востоке, откуда попадали в самые отдаленные уголки античного мира. В пользу такой версии могут служить фрагменты масок-медальонов из Каирского музея, среди которых есть и голова льва (поскольку изготавливали их из более толстого стекла, сохранялись они дольше, чем сами сосуды). Такое совпадение позволило специалистам допустить египетское происхождение кувшина из Керчи.

Это не удивительно, поскольку большая часть античной стеклянной посуды, найденной в Северном Причерноморье, имеет сирийское или египетское происхождение. Стоит заметить, что на территории полуострова было найдено еще несколько кувшинов IV в. н.э. со спиральным рифлением. В варварских некрополях предгорного Крыма – «Совхоз №10» и Нейзац. Однако, такого необычного украшения-медальона они лишены.




