Ценным историческим источником являются меднолитые кресты-энколпионы, обнаруженные на памятниках Юго-Западного Крыма. Преобладающее число находок связано с древнерусскими крестами-мощевиками и приходится на Херсон, однако, ряд экземпляров выявлен и в других районах полуострова. Все найденные экземпляры литые, выполнены из различных медных сплавов. Семь энколпионов найдено на Мангуп-Кале и в его ближайших окрестностях.
Большинство мангупских складней являются случайными находками. Только два экземпляра происходят из исследованных археологически комплексов. Они выявлены в могилах средневекового некрополя при храме, расположенном в центре плато, у истока ущелья Гамам-дере, во время раскопок 1992–1993 годов. В одной из могил была найдена оборотная створка литого древнерусского энколпиона, отлитого из медного сплава, имеющая закругленные концы ветвей и парные выступы-«слезки», размеры: 9,4 х 6,8 см. В центре створки помещено рельефное изображение Богоматери с Младенцем; на концах верхней и боковых ветвей — погрудные изображения святых в медальонах; на внутренней поверхности створки — углубления, соответствующие рельефам внешней поверхности.
Створка еще одного энколпиона была обнаружена в другой могиле, вырытой с внешней стороны западной стены храма. Она была зафиксирована рядом с шейными позвонками погребенного. Это лицевая створка с закругленными концами ветвей и выступами-«слезками», имеющая размеры 7,9 х 5,8 см. Все изображения рельефные, но более мелкие. В центре створки помещен образ Богоматери, с руками, сложенными перед грудью в жесте адорации; на концах четырех ветвей в медальонах — погрудные изображения святых. Над нимбом Богоматери сохранились три буквы в зеркальном написании: БОБ, по сторонам от фигуры Богоматери и в медальонах — плохо читаемые надписи. Датировка этой модели — первая половина XIII в. В окрестностях Мангупа вне археологического контекста найдено еще пять фрагментов древнерусских энколпионов.
Следующая группа энколпионов происходит из укрепленного поселения, расположенного на небольшом плато горы Пампук-Кая, господствующей над долиной р. Бельбек в районе села Гончарное. В раннесредневековый период на скале Пампук-Кая была возведена мощная цитадель, синхронная большому поселению, расположенному у ее подножия. Один из энколпионов был найден в храмовом погребении. Размеры энколпиона — 3,5 х 2,4 см, он имел закругленные концы и поперечные выступы-«слезки». На лицевой створке изображено Распятие, на оборотной — Богородица Оранта с воздетыми руками. Такие энколпионы датируются концом ХII в.
Второй мощевик из крепости Пампук-Кая является случайной находкой. Сохранилась лицевая створка с верхним и нижним ушками; концы ветвей — округлые, верхняя и боковые ветви завершаются медальонами; размеры без ушек и оглавия — 8 х 7 см. Контуры креста и медальоны подчеркнуты узким валиком, все изображения — рельефные; на внутренней поверхности створки — углубления, соответствующие наружным рельефам. В центре створки — распятый Христос в крестчатом нимбе, в медальонах на концах боковых ветвей — предстоящие. В верхнем медальоне изображен святой. Лики сильно затерты, но надписи сохранились хорошо: справа от Христа изображена Богоматерь, слева — Иоанн Богослов. Относится он к последней четверти XII в.
От третьего складня сохранился фрагмент лицевой створки (верхняя ветвь утрачена), размеры — 5,5 х 6,8 см. Концы ветвей с погрудными изображениями святых закруглены, но без традиционных медальонов, что является отличительной чертой данного экземпляра, сохранились лишь слабые следы левого медальона. Голова и тело Христа изображены прямо, волосы ниспадают на две стороны. Энколпион прекрасного качества, все изображения рельефные, четкие, хорошо проработаны резцом. Тщательно промоделированы следы от гвоздей на ладонях (стигматы) и ребра распятого Христа.
Еще одни памятником, на котором был обнаружен древнерусский энколпион — средневековый пещерный монастырь Челтер-Коба. Монастырь высечен в обрыве скального мыса Ай-Тодор в Бельбекской долине, рядом с современным селом Мало-Садовое.
Фрагмент энколпиона был найден вне контекста у подножия монастырского пещерного комплекса. Он представляет собой фрагмент лицевой створки; короткие ветви имеют прямые концы с тремя «слезками»: на углах и в центре. Размеры створки: горизонтальная перекладина — 6 см, сохранившиеся размеры вертикальной (с ушком) — 5,4 см. Рельефные изображения на концах ветвей заключены не в традиционные округлые медальоны, а в трапециевидные рамки со слегка вогнутыми торцевыми сторонами боковых ветвей. В центре створки в прямоугольной рамке изображен св. Николай. В рамках боковых ветвей — архангелы: справа — Михаил с копьем, слева — Гавриил, вероятно, с лилией на высоком стебле. Аналогии ему неизвестны.
Из Бельбекской долины происходит еще одна случайная находка — фрагмент лицевой створки складня, от которой сохранились левая и нижняя ветви креста и часть средокрестия. Створка имеет закругленные концы ветвей с медальонами, но без поперечных выступов-«слезок». В средокрестии помещено рельефное изображение Распятия на Голгофе с предстоящими в рост: Богоматерь — справа от Христа и св. Иоанн — слева (утрачен). В нижнем медальоне изображение архангела с копьем и сферой, в левом — святого (у внешнего края медальона пробито сквозное отверстие). Надписи не читаются. Аналогичные типы исследователи датируют XIV–XV вв.
Еще один энколпион был найден в Качинской долине, недалеко от горы Качи-Кальон. На склонах и в обрывах горы в средневизантийский период был основан пещерный монастырский комплекс, известный с XVIII в. как скит св. Анастасии. Размеры без ушек и оглавия: 7 х 5,5см, с оглавием — 10 см. Все изображения рельефные, сильно затертые. В центре лицевой створки изображена Этимасия, на концах ветвей в прямоугольных рамках — погрудные изображения святых. На оборотной створке в центре — поясное изображение, предположительно, Богоматери Оранты; на концах ветвей в прямоугольных рамках — символы евангелистов: вверху — крылатый Лев (Марк), внизу — Ангел (Матфей), справа — Орел (Иоанн), слева — крылатый Бык (Лука). Такой тип появляется в начале XIII в.
В общей сложности, в Крыму известны 70 находок древнерусских энколпионов, при этом в могилах найдено только шесть. Вероятно, энколпионы, как храмовую или семейную реликвию, долго хранили, передавали по наследству, а в могилу полагали лишь в особых случаях. Поскольку захоронения с энколпионами встречаются большей частью при храмах, не исключено, что с ними погребали священнослужителей или монахов.
Ареал древнерусских энколпионов достаточно широк. Они встречаются не только на основной территории Киевской Руси, но и на Северо-Востоке, на Северном Кавказе, в Прикарпатье, Польше, Болгарии, Венгрии, Югославии, Румынии и ряде других регионов. Свое название энколпион или мощевик такое культовое изделие имеет потому, что внутрь помещались частицы освящённой просфоры или мощи святых, чтобы охранить человека от различных напастей, особенно в дальних путешествиях или походах.