Одним из самых распространенных изделий из кости являлись костяные гребни. Их функциональное предназначение во все времена было одинаковым: расчесывание волос или шерсти. Гребни римского времени использовались массово. Чаще всего их находили в могильниках. Например, на территории могильника Дружное, расположенного на склоне одного из отрогов Долгоруковской яйлы. В одном из захоронений погребенный положен в вытянутом положении на спине, головой на восток. Возле черепной коробки обнаружены обломки костяного гребня с бронзовыми заклепками.
Эта категория находок представлена в памятниках эпохи позднего эллинизма и позднего римского времени. Выделяют гребни одночастные и многочастные. Все сохранившиеся гребни были сделаны из кости, зубцы у них сохраняются не всегда, поэтому логична классификация по особенностям оформления спинки.
Тип 1. Гребни с широкой приземистой спинкой.
Вариант 1. Спинка в виде приземистой отделки, обрамлённого головками животных.
Вариант 2. Спинка прямоугольная с прямоугольным выступом сверху в центральной части, обрамлённым головками животных.
Вариант 3. Спинка прямоугольная, украшена четырьмя-пятью головками.
Вариант 4. Спинка прямоугольная, головки выступают из боковых сторон.
Вариант 5. Спинка прямоугольная, зооморфные украшения отсутствуют.
Тип 2. Гребни с узкой высокой спинкой, украшенной по бокам головками животных.
Тип 3. Гребни с широкой и высокой горбатой спинкой.
Вариант 1. Спинка округлая либо треугольная, украшена рядами циркульных изображений.
Вариант 2. Спинка в виде полукруга на низком прямоугольном основании.
Гребни типов 1 и 2 характерны для раннесарматских памятников Заволжья и Приуралья (особенно – Заволжья). Гребни типа 3 являются импортом с територии черняховской культуры и происходят из комплексов Европейской Сарматии III–IV вв.
Достаточно хорошо известны гребни из раскопок античных памятников Северного Причерноморья, где практически была распространена лишь одна форма – двухсторонние прямоугольные гребни, характерные для античного мира в целом и особенно широко распространенные в римскую эпоху. Также на территории Крыма распространены сарматские гребни и гребни черняховской культуры, что связано с проникновением германских племен. Например, трехчастный костяной гребень из могильника Нейзац связывают с германскими контактами.
Циркульный орнамент известен как украшение разнообразных предметов из памятников сарматских и средневековой аланской культур, более ранних скифской и савроматской. Присутствует он и на гребнях черняховской культуры, в том числе, на одночастных гребнях сер. I — нач. II вв. н. э. Использование орнамента из вписанных друг в друга кругов отмечается на собственно сарматских гребнях.
Циркульный орнамент, на котором между двумя параллельными линиями проведена зигзагообразная линия, известен на гребнях из северопричерноморских центров на черняховских образцах.
Орнаментация концентрическими кругами уходит в глубь III тыс. до н.э. и не может сама по себе служить датирующим признаком. Такая орнаментация присутствовала на гребнях Ассирии и Микен. Однако она была малохарактерна для античных гребней классического и эллинистического периодов. Популярной такая орнаментация становится, в частности, в оформлении херсонесских гребней в позднеантичный и раннесредневековый периоды. Так, она использована на двух херсонесских гребнях, один из которых украшен и изображением бюста человека в стиле римской скульптуры II–III вв. н.э. Вместе с тем, орнаментация гребней концентрическими кругами в ранний период отмечается на территории Скифии. Такая орнаментация представлена на упоминавшихся гребнях из погребения мавзолея Неаполя Скифского в Крыму, служившего усыпальницей правителей позднескифского государства.
Костяные двусторонние гребни продолжали использоваться в Крыму представителями разных народов и в раннем средневековье (Боспор, Эски-Кермен, Херсон). Распространение двусторонних гребней на различных территориях и у различных народов снимает вопрос о вероятности рассмотрения их как этнического индикатора.
Кружковая же орнаментация гребней четко фиксируется на скифских и сарматских образцах. К средневековым аланам традиция использования двустороних гребней могла идти из северопричерноморских центров, одновременно обеспечиваясь и влиянием предшествовавших им этнически родственных скифов, сарматов и ранних алан.