XIV век стал одним из самых ярких периодов в жизни небольшого крымского городка – Старого Крыма. В это время небольшое поселение становится крупным политическим центром не только на полуострове, но и во всем Северном Причерноморье. После распада в XIII веке Монгольской империи ее самая восточная часть – Улус Джучи или Золотая Орда приобретает самостоятельность и превращается в мощное государственное образование, контролирующее степи юга Восточной Европы, включая Крымский полуостров. Здесь, на границе гор и равнин, располагался город, называемый кыпчаками (половцами) Кырым, а обосновавшимися на побережье итальянцами – Солхат. Под управлением ордынцев он превратился в значительный политический и экономический центр – столицу Крымского улуса. Многие средневековые путешественники, побывавшие в Крыму, оставляли яркие описания Солхата, отмечая его архитектуру и быт.
Первые археологические исследования (разведки, раскопки, а также сбор этнографического материала) на территории Солхата были произведены в 1920-е гг. экспедицией под руководством И. Бороздина. Был получен значительный материал, позволивший судить о развитии города в средневековье, особенностях его экономической и культурно-религиозной жизни. После этого на долгие годы археологи «оставили» Старый Крым. Вернулись они сюда в конце 1970-х гг. В 1978 году начала свою работу Старокрымская (Золотоордынская) экспедиция Отдела Востока Государственного Эрмитажа под руководством М. Крамаровского. И в первый же год раскопок большая удача – клад!
При исследовании нижних кладок и фундаментов мечети 1314 г. (так называемой мечети Узбека) на стыке стен мечети и медресе на глубине 250-260 см от дневной поверхности, в слое с монетами XIV века, были найдены десять серебряных слитков.
Все они были отлиты в одной литейной форме в виде трапециевидных брусков серебра, подтреугольных в сечении и с ложбинкой в широкой грани. Вес их колеблется от 166.78 до 211.5 грамм, а общий вес – 1984,880 г. По форме, весу, а в ряде случаев и по чистоте серебра слитки старокрымского клада находят аналогии в платежных гривнах, известных в научной литературе под названием ладьевидных. Изделия такой формы появляются в Восточной Европе в монгольское время и, возможно, являются результатом переработки собираемого татарами с Руси серебра. Не исключено, что слитки использовались в Золотой Орде и в качестве платежного средства. В средневековых письменных источниках их называли соммы или суммы (от итал. soma – тяжесть). С конца XIII по начало XV вв. серебряные слитки получают распространение на обширной территории от Волжско-Камского региона на севере до устья Волги и Солхата на юге. Присутствовали татарские слитки и в денежном обращении итальянских колоний, существовавших за счет международной торговли Золотой Орды. Об этом может свидетельствовать еще один клад, подобный старокрымскому, найденный в крепости Алустон (Алушта) на Южном Берегу Крыма.
Пока еще не известны находки форм для отливки серебряных слитков-соммов. Видимо, делались они из грунта и быстро разрушались. Интересно, что в акватории Судакской бухты был найден слиток свинца по форме и весу идентичный татарскому сомму. Он мог представлять собой пробную отливку для «осадки» такой формы. Эта находка дает основания говорить, о возможности изготовления серебряных платежных слитков на месте, в таких крупных торгово-ремесленных центрах как Солхат или Сугдея-Судак.
Кроме Старокрымского и Алуштинского кладов на территории Крыма известна находка еще одного набора из 12 серебряных слитков в Херсонесе. Найдены они были в мощном слое пожара, разрушившем Херсонес в 1278 или 1299 годах. В Алустоне клад был спрятан в стене помещения, сгоревшего во время захвата крепости турками в 1475 году. В Солхате же слитки были найдены в слое XIV века (период расцвета города), тесной группой в два ряда друг на друге, без всяких следов «упаковки». Эти обстоятельства не позволяют связать сокрытие клада с какими-то известными экстраординарными событиями в городе, хотя на XIV столетие и пришлось несколько крупных событий, повлиявших на политическую жизнь Золотой Орды и приведших ее к распаду.