В 2005 г. в ходе раскопок греко-скифского городища Кара-Тобе на западной окраине г. Саки в Северо-Западном Крыму было найдено шесть расписных керамических фрагментов (два позднее удалось склеить). Очевидно, что они относились к одной терракотовой фигурке, но характер ее росписи и форма фрагментов довольно необычны для терракот этого времени. Поселение на Кара-Тобе возникло в первой половине IV в. до н.э., но ранние слои, видимо, были перемещены в конце II в. до. н.э. при строительстве здесь греко-понтийского укрепления. Самые ранние наслоения и строительные остатки, обнаруженные при раскопках, относятся ко второй четверти – концу II в. до н.э., при этом в них встречаются отдельные находки IV–III вв. до н.э., что говорит о некоторой перемешанности слоев. В конце II – первой четверти I в. до н.э. здесь строится небольшая греко-понтийская крепость. В первой трети I в. до н.э., после эвакуации войск, поселение занимают поздние скифы, которые почти полностью его перестраивают. Они используют только Центральную башню греческой крепости.
Фрагменты терракоты обнаружены при исследовании наслоений так называемой Восточной скифской улицы, проходившей вдоль восточной стены Центральной башни. Все они залегали в верхнем слое галечной подсыпки этой улицы, в которой помимо гальки присутствовало большое количество обломков керамики и костей. Эта подсыпка отмечала уровень самого последнего строительного горизонта. На ее поверхности залегали материалы, связанные с разгромом городища в конце первой четверти I в. н.э. Эти разрушения связываются с событиями Аспурговой войны (около 20 г. н.э.).
Найденные фрагменты фигурки сделаны из тонкой плотной бежевой глины без заметных примесей. Изделие объемное, полое. Его части были оттиснуты в форме отдельно и затем соединены. Длина самого крупного из найденных фрагментов – около 5,5 см, толщина стенок корпуса – 0.5–0.7. Атрибутировать найденные фрагменты, определить характер терракотового изображения позволяет присутствие среди них двух обломков стилизованных птичьих крыльев. Очевидно, все эти фрагменты принадлежали изображению птицы с расправленными крыльями.
К сожалению, полную форму изделия восстановить невозможно. Не исключено, что оно имело подставку. О конкретном назначении фигурки можно судить по детали на передней части корпуса фигурки птицы. На этом фрагменте сбоку под крылом имеется специально оформленный (в том числе и росписью) сосцеобразный выступ со сквозным отверстием. Это позволяет предположить, что фигурка представляла собой детскую игрушку-свистульку в форме птички. Отмеченное отверстие служило для изменения высоты звука игрушки, для получения трелей. Видимо, с другой стороны корпуса имелось симметричное отверстие. Подобные керамические игрушки в форме птичек, рыбок, разных животных, раковин и др. известны у огромного числа народов Земли от эпохи неолита до современности. Они дали начало народному духовому музыкальному инструменту окарúна (итал. ocarina – букв. “гусенок”), распространенному с древности во многих странах.