Зеркала-подвески

Зеркало – это одно из самых поздних изобретений человека, отождествляемое с большим количеством мистических представлений, правил и предостережений. Металлические зеркала как особая категория вещественного материала начала интересовать исследователей в самом начале становления археологической науки в России. В обширной работе Пауля Рау южнорусским (сарматским) зеркалам посвящена специальная глава. Обобщив весь имеющийся на тот момент материал, П. Рау пришел к выводу, что все формы сарматских зеркал могут быть сведены к трем основным типам: ионическому, кавказскому и сибиро-китайскому. Позднее классификация сарматских зеркал была основана преимущественно на морфологических признаках. А.М. Хазанов отмечал, что в основу своей классификации положил хронологический принцип, и в своих работах выделяет 10 типов зеркал.

Позднее свою классификацию предложил и А.С. Скрипкин, который выделил 6 вариантов формы диска и 11 вариантов ручек. Проведя статистический анализ, А.С. Скрипкин выделил 6 отделов и 22 типа зеркал, в тех вариантах, когда форма диска коррелирует с вариантом ручки. Для выделения вариантов внутри типа зеркал автор использует дополнительные признаки: размер, орнамент. Подводя итог исследованиям зеркал, А.С. Скрипкин отмечает несколько этапов в развитии савромато-сарматских зеркал, с характерными специфическими особенностями: 
1. В савроматской культуре преобладающими были зеркала с гладким диском. 
2. Широкое распространение получили зеркала с валиком у края диска у сарматов в период с рубежа IV–III вв. до н. э. по I в. нашей эры. 
3. Появление зеркал с конической выпуклостью в центре оборотной стороны диска в I – начале II в. нашей эры. 
4. Преобладание орнаментированных зеркал с боковой и центральной петелькой во II–IV вв. нашей эры. 

Схема, разработанная А.С. Скрипкиным, стала общепринятой. Исследователи, рассматривая историю сарматов в узких географических или хронологических рамках, используют данную классификацию, выделяют различные варианты или подтипы зеркал, уточняют хронологические рамки их существования.

П. Рау, первым обобщивший находки сарматских зеркал, считал, что все формы зеркал являются импортными образцами или дериватами. Местное развитие зеркал П. Рау не принимал в расчет. М.И. Ростовцев также полагал, что сарматские зеркала являются местными вариантами, производными от греческих зеркал. А.М. Хазанов, занимавшийся изучением зеркал в середине ХХ в., считал, что генезис савромато-сарматских зеркал был основан на местном развитии при определенном влиянии древневосточных центров. Он выделяет два периода активного влияния: с VI в. до н. э. – передневосточное влияние; с I в. н. э. – сибиро-китайское или средне-азиатское влияние. Все зеркала А.М. Хазанов разделяет на 10 типов, для савроматской культуры было характерно господство I, II и VII типов (по классификации Хазанова). Плоские зеркала с длинной боковой металлической ручкой (тип I) и плоские зеркала с боковой ручкой-штырем (тип II) происходят, по мнению А.М. Хазанова, от передневосточных образцов. Возможным путем проникновения таких типов зеркал к савроматам А.М. Хазанов называет Среднюю Азию. 

Генезис сарматских зеркал как процесс синкретический широко принят в современной науке, вопросы происхождения каждого конкретного типа зеркал решаются по-разному. В этом процессе принимали участие как местные, так и пришлые тра- диции производства, на него оказывали воздействие изменения моды, сакрального смысла, вкладываемого в зеркала, и миграционные про- цессы. На примере сарматских бронзовых зеркал Волго-Донского междуречья отчетливо прослеживается связь между древним населением Поволжья, Средней Азии, Кавказа, Сибири, Северного Причерноморья и т. д.

Отдельным типом в общей типологии зеркал из варварских погребений выступают зеркала-подвески с боковой петлей, которые получили распространение на широких территориях от Поволжья до Подунавья. Местом возникновения подобных изделий считают Сибирь или Северный Кавказ - контактные зоны сарматов и прочих племен. В типологии А.М. Хазанова зеркала-подвеск с боковой петлей обозначены как тип IX. Неорнаментированые зеркала с коническим выступом, датируемые I-II вв. н.э., рассматриваются как гентически связанные с более ранними большими сарматскими зеркалами с ручкой-штырем и ставились в промежуточное звено между ними и орнаментированными зеркалами-подвесками. Появление последних на Боспоре А.М. Хазанов датировал I-II вв. н.э. По мнению Т.Н. Высотской, в Усть-Альминском могильнике зеркала подвески встречаются в погребениях второй половины I в. н.э. и II-III вв. н.э.

Таким образом, наиболее ранние изделия, представленные неорнаментированными находками с коническим выступом в центре, появляются в Северном Причерноморье в первой половине I в.н.э. Орнаментированные изделия, появившись в конце I в. н.э., существуют определенно до III в. н.э., что признается большинством исследователей.

Территория распростарнения украшений совпадает с границами расселения сарматов (охватывает и Крым). В захоронениях оседлого населения зеркала-подвески встречаются гораздо чаще, чем в погребениях кочевников. Ряд находок происходит из некрополей античных городов Северного причерноморья. Это принято объяснять в большей степени влиянием моды.

Находки Крымского полуострова подразделяются на ранние и поздние варианты зеркал. Так, первые представлены изделиями, признаками которых является массивность и, как правило, наличие крупного конического или полусферического утолщения в центре, разнообразие орнаментации без четких стандартов или её отсутствие.

Поздние варианты зеркал-подвеско представляют собой тонкие в сечении орнаментированные изделия с маленькой кнопкой в центре (или без нее). Эту группу отличает большая, чем у ранних изделий, стандартизация орнаментов, в основу котрых положена свастика. Для этих зеркал также характерны образцы с различными тамгообразными знаками. Среди таких следует назвать зеркало из погребения второй половины II - начала III в. н.э. в могиле №32 (Битак) и из захоронения конца II - середины III в. н.э в могиле №4 (Курское).

Несмотря на близость зеркал из Крыма и Подонья, имеются и некоторыые отличия как в их орнаментации, так и в динамике развития формы. Во второй половине II-начале III в.н.э. в нижнем Подонье существуют зеркала-подвески с боковой петлей, орнамент которых состоит из «квадрата, вписанного в круг». Изделия с таким же орнаментом известны и в Северо-Западном Причерноморье, но в Крыму не представлены. Также в Крыму не получают распространения зеркала-подвески с центральной петлей. Вплоть до второй половины III в. н.э. в Крыму продолжают использоваться зеркала с боковой петлей. Вероятно и источники поступления зеркал в Крым и Нижнее Подонье были неодинаковыми, что не было так явно выражено в I – II вв. н.э.

Характерна именно для Крыма такая особенность погребального обряда населения, как намеренная поломка зеркал при помещении их в могилу. Аналогичный признак отмечается в погребальном обряде меотов и жителей Кобякова городища. Необычен обряд, зафиксированный в могиле 846 (Усть-Альма), где один фрагмент зеркала был найден в подбойной камере, рядом с погребенной, а другой находился в кладке из сырцовых кирпичей, из которых была сооружена перегородка, отделявшая подбой от входной ямы. Вероятно, преднамеренная поломка зеркал, должна быть соотнесена с прочими фактами порчи вещей при помещении их в могилу, что фиксируется в иных культурных традициях.

Время появления орнаментированных зеркал в могильниках Крымского полуострова совпадает с периодом наибольшего распространения здесь других мелких бронзовых изделий: пирамидальных колокольчиков, антропоморфных подвесок, разнообразных ажурных сферических подвесок. Если этот поток мелкой бронзовой продукции шел с Боспора, то орнаментированные зеркала-подвески были ее частью. Если же большая часть этих изделий являлась продукцией бродячих мастеров, то удивительна их стандартность и многочисленность.

Список литературы
Вагнер Е.В. История изучения сарматских бронзовых зеркал // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2012. № 1. С. 168-176.
Кононов В.Ю. Орнаментированные зеркала-подвески с боковой ручкой (хронология, мода, влияние) // XVIII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья. Торговля: пути-товары-отношения Материалы международной архе