Донузлавское кораблекрушение

В 1964-1965 гг. Институтом археологии АН СССР были организованы три экспедиции, проводившие исследования на дне Черного моря около Донузлава. Руководил исследованиями В. Д. Блаватский, а в разное время участие принимали археологи-подводники — В. И. Кузищин, Г. А. Кошеленко, Б. Г. Петерс. Работы вели в открытом море, на расстояниях 140-180 м от берега, на глубине 4-5 м. Разведками была обследована площадь свыше 7000 м2. gkfy.pngКроме того, был заложен 41 раскоп глубиной (от по­верхности морского дна) от 2 до 4 м. Из раскопов было вынуто более 5000 мг грунта. В результате этих работ были обнаружены остатки кораблекруше­ния, рассеянные на пространстве примерно 140 м в длину и около 90 м в ширину. С морского дна были подняты небольшая часть груза, а также очень скромные остатки древнего корабля.

От деревянных частей корабля уцелели только дугообразный обломок шяангоута — ребра корпуса судна, служащего основой для обшивки, (размером 34 х 6, 5 х 5 см) и несколько кусков досок бортовой обшивки. От металлических частей сохранилось несколько бронзовых гвоздей и кусков листо­вой свинцовой облицовки. Толщина этих листов около 1 мм. Было найдено девять таких листов, все они скомканы и имели рваные очертания; размеры наибольшего из них 60 х 50 см. Многие листы были пробиты гвоздями, отпечатки шляпок которых диаметром до 1,6 см оста­лись на обшивке. Расстояния между отверстиями от гвоздей — 4,5-7,5 см; иногда такие дыры расположены рядами. Наибольший из найденных гвоз­дей достигает в длину 28,5 см.

axe.png

Были обнаружены также бесформенные куски песчаника, внутри кото­рых находились остатки деревянных или металлических предметов. При вскрытии одного из таких песчаников был обнаружен топор корабельного плотника. Деревянная рукоять 40 см длиной и 2,5 см толщиной сохранилась очень хорошо, а железный топор был полностью разрушен коррозией. Однако от него осталась своего рода форма из песчаника, позволившая отлить в ней гипсовый слепок утраченного предмета. Достойно внимания, что аналогией донузлавской находке может служить другой топор корабельного плотника, от которого тоже сохрани­лась только «каменная форма», обнаруженная в 1953 г. подводной архео­логической экспедицией в районе Канн.uthrk.png

Перечисленные находки — это все, что уцелело от древнего корабля, по­гибшего около Донузлава. От груза корабля сохранилось большое число амфорных черепков и 20 целых или почти целых гераклейских амфор. На амфорах были клейма, относящиеся к пяти группам. Форма всех амфор одинаковая, высота их от 63 до 66 см, емкость около 10,5 л. Судя по формам, все гераклейскпе амфоры можно отнести к концу IV — началу III в. до н. э. Этой дате не противоречат и оттиснутые на них клейма, а равно и фрагмент чернолакового килика со штампованным орнаментом, найденный на том же участке. По мнению исследователей кораблекрушения В. Д. Блаватского и Б. Г. Петерса все эти находки определяют время гибели корабля и позволяют заключить, что он шел с грузом из Гераклеи Понтийской.

Свидетельство Мемнона о кораблях, посланных гераклеотами на помощь Лисимаху против Антигона сына Деметрия, показывает, что гераклейский военный флот в начале III в. до н. э. не уступал по своим каче­ствам эскадрам эллинистических государств Средиземноморья. djd.pngКонечно, у нас нет оснований безоговорочно утверждать гераклейскую принадлеж­ность нашего корабля. Однако такая возможность отнюдь не исключена. Во всяком случае, как ни незначительны остатки донузлавского корабля, но все же и они позволяют говорить о высоком уровне торгового кораблестроения в том городе, где он был сооружен, возможно Гераклее. Основанием для такого утверждения является наличие у донузлавского корабля обшивки из свинцовых листов, что требовало немалого труда и стоило довольно дорого. О применении свинцовой обшивки, прибивав­шейся к корпусу корабля по мере изготовления, сообщает Афиней„ когда описывает сооружение грандиозной ейкосоры Гиерона Сиракуз­ского. Свинцовую обшивку имели также античные торговые корабли боль­шой грузоподъемности, обнаруженные на дне Средиземного моря. Таков, например, корабль, затонувший во второй половине III в. до н. э. около островка Гран-Конлюэ, а также кораб­ли, погибшие около Альбенги и Махдии. По-видимому, торговый корабль, шедший с грузом, был прибит штор­мом к берегу около Донузлава и затонул там на небольшой глубине. Условия кораблекрушения вызвали сильней­шее разрушение судна, усугубленное последующими штормами. В античное время в районе Донузлава корабли, по всей видимости, по­гибали неоднократно. Об этом говорят найденные на дне моря обломки ам­фор VI в. до н. э. с росписью в виде полос коричневого лака, а также ам­фор римского времени.

 

Список литературы
Блаватский В.Д., Петерс Б.Г. Подводные археологические работы в районе Евпатории // КСИА. 1967. Вып. 109.
.Блаватский В.Д., Петерс Б.С. Кораблекрушение конца IV – начала III вв. до н.э. около Донузлава // СА. 1969. № 3