Известно, что из вещей, погребенных в древности, наиболее хорошо сохраняются изделия из неорганических материалов – камня, металла, керамики и стекла. При этом находки из дерева, кожи и прочего органического сырья встречаются значительно реже. Среди крымских памятников на этом фоне выделяется Усть-Альминский некрополь римского времени в Юго-Западном Крыму. Его особенностью является исключительно редкое по своей сохранности состояние органических останков, главным образом изделий из дерева. Деревянные шкатулки, коробочки-пиксиды, гребни здесь достаются исследователям в гораздо лучшем состоянии, чем в других позднескифских памятниках. Также здесь найдены и уникальные деревянные сосуды – миски, чашки, плошки, тарелки и блюда, на которых стоит остановиться подробнее. Часть из них была изготовлена на токарном станке и подражала античным гончарным сосудам. Видимо, эти сосуды производили в расположенном неподалеку Херсонесе или, возможно, на Боспоре, где в это время деревообрабатывающее производство находилось на достаточно высоком уровне.
Другие же сосуды обладали уникальной формой и исполнением. Например, в склепе №595 была найдена целая коллекция таких сосудов, к сожалению, сильно фрагментированных. Некоторые сосуды имели необычную форму и были украшены высокохудожественными резными скульптурками. Так большая (диаметр - 50 см) глубокая чаша, выдолбленная из букового пня, имела раскрашенный красной краской выступающий бортик со сливом и ручку, оформленную в виде фигуры лошади, а также другие резные скульптурки, которые, однако, плохо сохранились.
В этом же склепе был найден еще один деревянный сосуд – большое блюдо с прочерченной сеткой квадратов и изображением лошади на дне.
Для Усть-Альминского некрополя, в общем, характерно нахождение сразу нескольких деревянных сосудов в одном погребении. Интересен еще один такой набор из мужского погребения в подбойной могиле №700. В этом комплексе была найдена глубокая чаша диаметром 35 см, по краям которой были симметрично выточены четыре ручки: две в виде фигурок медведей (львов?), кошачьего хищника и сидящего орла.
Фигурка хищной птицы также украшала край небольшой чаши, которая лежала в деревянном блюде-столике на четырех ножках.
Интересно, что и в склепе №595 и в подбойной могиле №700 рядом с деревянными сосудами были найдены также куклы-макеты конских голов, сшитые из кожи и набитые рубленным камышом. Это наряду с необычной формой и оформлением деревянных сосудов позволяет предположить их ритуальное назначение. Конечно часть их по форме можно сопоставить с бытовой керамической или металлической посудой, но часть всё же не находит подобных аналогий. Возможно такие изделия можно было бы найти и в других синхронных памятниках предгорного Крыма, но плохая сохранность в них органических материалов, к сожалению, лишает таких перспектив. Что касается уникальных находок из Усть-Альмы, то все они происходят из погребальных комплексов второй половины I – начала II вв. н.э., т.е. датируются достаточно компактно. Богатый погребальный инвентарь, сопровождающий эти погребения позволяет предположить, что захоронения с деревянными сосудами принадлежали особой социальной группе, возможно, представителям жреческого сословия.