Височные подвески в виде спиралевидного в полтора оборота свернутого кольца, один конец которого закруглен, а другой завершается гвоздеподобной шляпкой, которые находят в погребениях ранних кочевников предскифского периода, получили название «бараньи рога». Данное название обусловлено сходством формы данного типа височных подвесок с абрисом рогов барана. В целом же височные подвески «бараньи рога» можно отнести к категории украшений так называемой гвоздеподобной формы. Находки височных подвесок в виде бараньих рогов на территории степной полосы Восточной Европы довольно немногочисленны.
Так, на данный момент известно всего лишь пять погребений ранних кочевников IX–VII вв. до н.э. (по Н.В. Тарасовой - вторая половина VIII - первая четверть VII в. до н. э.) (Высокая Могила 5, Димитрово 1/1, Чечелиевка 2/8, Львово 14/2, Целинное 16/3), где были обнаружены такие подвески. Стоит отметить, что большинство погребений локализируется в Приднепровском регионе, и только лишь погребение у с. Целинное находится в северной части Крымского полуострова. Почти все подвески в погребениях фиксируются у височных областей черепа, что говорит об использовании их по прямому назначению – в качестве украшений. В погребении 5 Высокой Могилы подвески представлены одним экземпляром, который находился у левой височной области черепа погребенного.
Носили такие подвески как мужчины, так и женщины, подтверждением чему является находка подвесок в женском погребении с. Львово. Изготавливались они из металлического прута округлой формы и разного сечения, от 0,5 см (Высокая Могила 5) до 0,8–0,9 см (Чечелиевка 2/8, Димитрово 1/1). Один конец подвесок имел закругленную, несколько приплющенную форму, другой конец – гвоздеподобную шляпку, на боковой поверхности которой имеются один или два неглубоких желобка. Наиболее объединяющей чертой подвесок является присутствие на наружной поверхности гвоздеподобной шляпки, трех радиально расходящихся от центра прямых нарезок.
Височные подвески из погребений Высокой Могилы 5, Чечелиевка 2/8, Димитрово 1/1 были изготовлены из золота. В остальных погребениях (Львово 14/2, Целинное 16/3) подвески изготовлены из бронзы, но плакированы золотой фольгой. Вопрос происхождения височных подвесок гвоздеподобной формы исследователями решается неоднозначно. А. И. Тереножкин в 60-х годах прошлого столетия высказал предположение о возможной связи гвоздеподобных украшений с находками подобных украшений на территории Сибири.
В.И. Бидзиля, опубликовавший итоги раскопок погребения 5 из кургана Высокая Могила, где был найден один экземпляр подвески, отмечает находки аналогичных подвесок в северокавказских и карасукских комплексах. В свою очередь авторы публикации погребения у с. Чечелиевки связывают данный тип височных подвесок с морфологически подобными по форме подвесками кобанской культуры Северного Кавказа. О. Р. Дубовская отмечает отсутствие связи таких подвесок с белозерской культурой позднего бронзового века в степях Причерноморья, а в дальнейшем и с раннескифскими древностями, при этом обращая внимание на синхронные находки подобных подвесок на Северном Кавказе.
Л. С. Клочко высказала гипотезу о восточном происхождении черногоровских гвоздеподобных подвесок. По ее мнению, данный тип подвесок сложился под влиянием подвесок в полтора оборота, бытовавших на широкой территории от Алтая до Трансильвании, начиная еще с энеолита. Результаты этого влияния четко фиксируются по находкам подобных подвесок на памятниках карасукской культуры. Таким образом, в вопросе происхождения височных подвесок «бараньи рога» преобладают два направления в решении этой проблемы – северокавказское и восточное.
А. Дудин в своей публикации обращает внимание на то, что погребения, где обнаружены такие височные подвески, образуют некую цепочку, с севера с верховьев реки Ингулец (Димитрово 1/1,Чечелиевка 2/8), далее на юг к Нижнему Поднепровью (Львово 14/2), пересекая Днепр, следуя в северную часть Крыма (Целинное 16/3). Эти погребения могли маркировать очертания древнего торгового пути, который проходил на левом берегу Днепра и тянулся к северной части Крыма. По мнению исследователя, данная цепочка погребений с височными подвесками типа «бараньи рога» может отражать не только торговые пути, а также маршруты сезонных перекочевок населения степей в предскифский период.
Как известно, на рубеже бронзового и раннего железного века население степей Восточной Европы переходит к кочевому образу жизни, который, в свою очередь, предполагает постоянную подвижность населения в поисках пригодных для корма скота пастбищ. Несомненно, переход к кочевому скотоводству не мог не отразиться и на мировоззрении населения степей Восточной Европы. Мелкий рогатый скот, представленный преимущественно овцами, баранами и козами, становится одной из наибольших материальных ценностей. Раннекочевое население все больше и больше осознавало прагматическую значимость скота, в частности барана, его роли в удовлетворении основных жизненных потребностей, что находило свое отражение в становлении новых мировоззренческих ценностей.
В связи с этим изготовление височных подвесок в виде рогов именно барана может свидетельствовать о существовании у раннекочевого населения Причерноморья культа, связанного с этим домашним животным. Образ барана или его определенной части, в частности бараньих рогов, использовался многими народами как оберег, который должен был охранять человека от духов, дурного глаза, а также приносить счастье и удачу. Вероятнее всего именно в таком качестве использовались и височные подвески типа «бараньи рога» и у ранних кочевников степей Восточной Европы.
Находка черепа барана в погребении кургана близ с. Целинного может говорить о том, что он был помещен в погребение не с целью заупокойной пищи, а возможно, как в некоем роде тотем племени или кочевой общины для того, чтобы в новом мире усопший получил силу от этого животного.
Не совсем ясным остается вопрос размещения на поверхности гвоздеподобной шляпки подвесок трех радиально расходящихся от центра прямых нарезок. В археологической литературе уже было высказано мнение, что данные нарезки в виде трех лучей могут являться родовым знаком черногоровцев, отличным от знака новочеркассцев – ромба с кружком в центре, вписанного в окружность. Другое мнение состоит в том, что данный знак может объясняться как стилизованное изображение барана.