Около середины V в. у гото-аланского населения Юго-Западного Крыма широко распространяется христианство. Согласно письменным источникам, вплоть до 692 года приходы области Дори принадлежали Херсонской епархии, а в период между 692 годом и 753 годом была основана Готская епархия, непрерывно просуществовавшая почти до конца XVIII в. Среди археологического материала, обнаруженного в этой области, особый интерес представляют индивидуальные предметы христианского культа, к которым, прежде всего, относятся нагрудные кресты.
На сегодняшний день известно около сотни нагрудных крестов, выявленных в погребениях второй половины VI - IX в. По форме кресты представлены пятью типами, каждый из которых имеет несколько вариантов, отличающихся способом изготовления и декором. Кресты, происходящие из могильника у с. Лучистое, где они были выявлены в захоронениях in situ, относятся к типам №2-3. Они сделаны с расширяющимися концами и инкрустированы стеклом на лицевой стороне.
В эпоху раннего средневековья жители Юго-Западного Крыма хоронили умерших в прижизненной, как правило, парадной одежде вместе с носившимися при жизни украшениями и индивидуальными предметами христианского культа. Поэтому изучение находок из погребений позволяет проследить обычай ношения нагрудного креста и значительно расширяет наши представления о повседневной христианской культуре раннесредневекового времени.
Кресты с расширяющимися концами типов №2-3 сделаны в виде бронзовой коробочки с вырезанной из пластины основой, по контуру которой напаян узкий пластинчатый бортик, а в центре – цилиндрическое гнездо. Полости между бортиками и внутри гнезда заполнены белой пастой, на которую укреплены плоские вставки из желтого прозрачного стекла. В круглом гнезде одного из крестов вставлено стекло треугольной формы. К верхней стороне крестов припаяна цилиндрическая петелька для подвешивания.
Высота крестов составляет 2,7– 3,2 см, ширина – 1,6–1,9 см. Все они плохой сохранности: тонкие металлически пластины сильно окислены и разломаны на мелкие фрагменты. В могильнике у с. Лучистое самые ранние кресты описанного типа обнаружены в склепе 100, в детском погребении 11 с инвентарем второй половины VI в. В склепах 79 и 268 кресты лежали в детских захоронениях конца VI в. и рубежа VI–VII вв. В женских погребениях из склепов 102 и 122а кресты выявлены с вещами первой четверти VII вв. Таким образом, бронзовые кресты, инкрустированные стеклянными вставками, бытовали в Крыму во второй половине VI – первой четверти VII века.
Крест, аналогичный крымским, обнаружен в Северо-Восточной Болгарии, в скальной нише колодца в ранневизантийской крепости у с. Голеш, вместе с находками VI в. Бронзовые кресты из Юго-Западного Крыма и из Болгарии являются более дешевым вариантом византийских золотых крестов VI–первой половины VII вв., инкрустированных камнем или стеклом. Они найдены в Боснии и Хорватии, в Восточном Средиземноморье и в Малой Азии.
Обычно золотые кресты украшались вставками из альмандина, реже – лазуритом. Своим богатством выделяется крест, найденный в Варне в составе клада VI в. Его лицевая сторона декорирована фигурными вставками из малахита, стекла и жемчуга. К боковым и нижним ветвям некоторых крестов припаивались золотые проволочные подвески со стеклянной или перламутровой бусиной. Инкрустированные кресты использовались также в качестве подвесок в сложных украшениях. В Италии, в кладе VIII в. из Сенизе выявлена пара византийских серег золотых с круглым щитком, в нижней части которого на шарнире укреплен крест, инкрустированный гранатом.
Золотые византийские кресты, бесспорно, были ювелирными изделиями. Крымские бронзовые кресты копируют в дешевом материале драгоценные прототипы и представляют собой продукцию массового производства, которая не только привозились на полуостров из империи, но и могла изготовляться местными мастерами, бравшими за образец импортные экземпляры. В эпоху раннего средневековья одним из центров ювелирного производства на полуострове был Херсон. На территории городища найдено несколько каменных матриц для отливки крестов, относящихся к периоду не позднее IX–X вв. Наличие каменных литейных форм, рассчитанных на множество отливок, свидетельствует о массовом, товарном производстве крестов.
Одновременно в мастерских Юго-Западного Крыма в изобилии делали различные аксессуары одежды и украшения. Судя по этим изделиям, местные ювелиры в совершенстве владели сложной технологией отливки крупных серебряных и бронзовых предметов, делали проволоку и тонкую золотую фольгу, применяли пайку, украшали изделия красным камнем или цветным стеклом, вставленным в цилиндрические гнезда. Бесспорно, для мастеров, владеющих такими навыками, изготовить бронзовые кресты с инкрустацией не составляло большого труда.
Вместе с крестами в местных мастерских из тех же материалов (бронзовой пластины и желтого прозрачного стекла), в одинаковой технике делали несколько типов украшений – серьги с полым многогранником и различные подвески для ожерелий. В могильнике у с. Лучистое кресты найдены в трех детских погребениях и в двух захоронениях женщин. Возраст погребенных с крестами девочек – 1,5–2 года, 4 (±1) года и 8–10 лет. Из-за плохой сохранности костяков, точный возраст женщин определить не удалось.
В средние века олень, уничтожающий змей, уподоблялся Христу, побеждающему зло. Возможно поэтому в ожерельях христиан часто рядом с крестом помещали зуб оленя. В собрании Российского этнографического музея хранится происходящая с Северного Кавказа цепь конца XVII–XVIII вв., на которой рядом с крестом укреплена подвеска из зуба оленя в серебряной оправе. Находки подобного рода показывают, что традиция ношения в одном наборе этих двух предметов существовала долго, вплоть до Нового времени. Подвески из небольших раковин каури также относятся к амулетам. В Юго-Западном Крыму, во второй половине VI – первой половине VII вв. женщины и девочки часто включали в свои ожерелья по 1–4 подвески из раковин каури.
В трех из пяти ожерелий из могильника у с. Лучистое присутствуют парные кресты. В могильниках Юго-Западного Крыма найдены и другие ожерелья раннесредневекового времени, в состав которых входило по 2–4 креста. Парные кресты выявлены в двух погребениях конца VI – первой четверти VII в. и в захоронении VIII в. из некрополей Эски-Кермена и Лучистого. В Скалистинском могильнике, в погребении второй половины VIII–IX вв. вместе с 92-мя бусинами лежали три проволочных креста, отличающихся размерами.
В Крыму обычай использования нескольких крестов прослеживается и в более позднее время. В городском некрополе Судак II, в могиле 133 конца XII – первой половины XIII в. на костяке зачищены бронзовые энколпион и крест с циркульным орнаментом. На городище Эски-Кермен, в подвале одной из усадеб, погибшей в пожаре в конце XIII в., найдено ожерелье, в состав которого наряду с бусами и бубенчиками входил набор из бронзовых креста с рельефным изображением распятия, створки энколпиона с рельефным изображением распятия и подвески в виде креста, включенного в круг.
Интересно, что потомки крымских христиан, переселенных в 1778 году из Юго-Западного Крыма в Приазовье, носили в ожерельях по несколько крестов вплоть до начала XX в. При этом количество крестов в некоторых ожерельях достигало семи – восьми экземпляров. Ношение нескольких крестов, безусловно, связано с восприятием креста в качестве защитного средства. Видимо в представлении древних христиан оберегающая сила возрастала с увеличением количества крестов, носившихся при себе.
Традиция ношения нескольких крестов в ожерельях известна как в Византии, так и у варварского христианского населения Европы. В состав византийских кладов из Истрии VI в. и Кесарии Морской рубежа VI–VII вв. входило по два креста и по набору украшений, предназначавшемуся для одного человека. В погребениях франкских женщин VI в. из Кельна, из церкви Св. Северина и из некрополя Гре-Дуасо (Бельгия) найдены ожерелья, в состав которых входило по три креста.
Происходящие из могильника у с. Лучистое, из погребений второй половины VI – первой четверти VII в. кресты с инкрустацией относятся к самому раннему типу бытовавших в Юго-Западном Крыму подвесных индивидуальных крестов. Скорее всего, их делали местные мастера по привозным византийским образцам. В Юго-Западный Крым импортная византийская продукция поступала в основном через Херсон, который уже со второй половины V в. был главным экономическим партнером для жителей страны Дори, снабжавших его недостающей сельскохозяйственной продукцией.