Могильник Бельбек IV – один из важнейших погребальных памятников позднескифского населения Юго-Западного Крыма римского времени. В 1969–1991 гг. этот некрополь исследовался И.И. Гущиной, а в 2004 г. – Д.В. Журавлевым и К.Б. Фирсовым. Некрополь интересен богатым набором римских импортных изделий. Интересной находкой стали три бронзовые статуэтки, происходящие из разных комплексов этого некрополя. Подобные античные памятники – довольно редкая находка в варварских захоронениях.
Первая статуэтка, представляющая собой скульптурное изображение обнаженной фигурки Эрота с поднятой правой рукой и одним крылом за плечами, происходит из погребения 223. Эта находка является уникальной для некрополей Юго-Западного Крыма римского времени – насколько известно, подобных статуэток ни в одном другом позднескифском некрополе обнаружено не было.
Погребение принадлежало мужчине, захороненному в грунтовой яме головой на северо-запад. Статуэтка находилась в ногах погребенного (возле колен), вместе с амулетами – двумя бронзовыми подвесками-сферами, бронзовой бусиной и подвеской фаллической формы. Можно предположить, что фигурка первоначально использовалась для украшения какого-то изделия (например, крупного бронзового сосуда или ларца), о чем говорит удобная для такого крепления плоская оборотная сторона. Также наблюдается определенное сходство с фигурками Эротов II – начала III в. н. э. из римских провинций.
Еще одна интересная подвеска из бронзы была найдена в погребении 233 – это фигурка идущего Эрота, с крыльями за спиной и накинутым на плечи плащом, руки и крылья выполнены гравировкой очень схематично. Погребение 233 – один из интереснейших погребальных комплексов некрополя. В подбойной могиле была захоронена женщина, ориентированная головой на юго-восток. Возле черепа и на груди находились янтарные и меловые бусы, на груди – бронзовое зеркало-подвеска, лучковая подвязная фибула с обмоткой, подвескасфера, крупный фрагмент железного кольчужного плетения и бронзовая подвеска в виде фигурки Эрота с петлей. Комплекс погребения, основываясь на датировке краснолакового канфара понтийского производства формы 34, может быть отнесен к последней четверти II – началу III в. н. э.
В погребении 3 была найдена еще одна бронзовая статуэтка – герма (высота 5,1 см, размеры основания – 2,5 x 1,8 см), несомненно, провинциально–римской работы, представляющая собой фаллическое изображение юноши. К сожалению, могила, в которой была найдена статуэтка, оказалась полностью разрушена при строительных работах. Среди вещей, происходящих оттуда, – бронзовое кольцо с выступами–шишечками, две фаянсовые подвески в виде фигурок львов, разнообразные бусы, бронзовые проволочные серьги, глиняное пряслице, краснолаковый кувшин и краснолаковая италийская чаша с клеймом ATEI. Учитывая датировку италийской краснолаковой чаши, датируется фигурка не позднее третьей четверти I в. н. э.
Статуэтки являются обычными образцами провинциально-римского производства и, возможно, были бы не столь интересны, будучи найденными при раскопках античного памятника. В нашем же случае – это прекрасный пример вторичного использования варварами античных предметов. Особенно характерным примером является бронзовая фигурка Эрота с проволочной петлей. Использование поздними скифами обломков античных предметов в качестве амулетов фиксировалось в научной литературе неоднократно, и данный случай истинно подтверждает это.