
Могильник Усть-Альма, расположенный в Юго-Западном Крыму на самом берегу Черного моря, является одним из интереснейших погребальных памятников древнего Крыма. В этнокультурном плане он не однороден. Здесь встречаются и позднескифские погребения и захоронения сарматской знати. Памятник известен захоронениями с богатым и разнообразным инвентарем из металла, керамики, стекла, дерева. Значительную часть его составляют импортные греческие и римские изделия, попадавшие на крымское побережье из самых отдаленных уголков античного мира. Попадали в погребения и предметы, которых, вроде там быть не должно. Это не украшения в обычном понимании, не предметы быта и не оружие. На одной такой находке остановимся подробнее.
В 2009 г. в западной части некрополя был открыт большой позднескифский грунтовой склеп №986, оказавшийся ограбленным еще в древности. У входа в погребальную камеру, в заполнении грабительской ямы под каменным завалом был найден необычный предмет. Представлял он собой небольшую бронзовую пластину прямоугольной формы длиной 5,5 см, шириной 4,2 см и толщиной — 0,4 мм. На нижней ее грани сохранились три выступа (два боковых и центральный) со сломами от литников либо ручки. На боковых гранях — небольшие механические повреждения, на тыльной стороне слабые вмятины от ударов инструмента. На лицевой стороне платины было изображено сидящее на троне божество – Зевс или Юпитер.
Трон с фигурными ножками стоит на подиуме. Его спинка оформлена в виде портика с колоннами, верхняя часть которых покрыта каннелюрами. Архитрав разделен на два яруса и покрыт косыми зубчиками, карнизы переданы в виде трех параллельных неорнаментированных балок, фронтон украшают пышные акротерии. Вся композиция плавно вписана в центр верхней грани пластины и подчеркивает верхний угол фронтона.
Зевс изображен с обнаженным торсом, в накидке-гиматии, верхняя часть которой перекинута через левое плечо и свисает на сиденье, ноги обуты в сандалии. Персонаж величественно восседает на троне, в свободной позе, отставив правую ногу. В левой руке Зевс сжимает скипетр, опираясь на него; в ладони правой руки, покоящейся на колене, он держит фиалу; у его левой ноги сидит орел со слегка расправленными крыльями и обращенной вправо головой. Детали фигуры (лицо, прическа, борода, торс, стопы), складки одежды, ремешки обуви, а также оперение птицы тщательно проработаны.
Несмотря на то, что склеп, в котором была найдена пластина, разграбили еще в древности, в нем всё же нашлись предметы, позволившие его датировать второй половиной I – первой третью II вв. н.э. Но что же это за пластина?
Это матрица-штамп, с помощью которой изготавливали специальные вотивы (от лат. votivus «посвящённый богам») – предметы, приносимые в дар божеству. С этой матрицы делался оттиск на серебряных или золотых пластинках, предназначавшихся для подношения в храмах либо в домашних святилищах. Иногда они имели вид штандартов и в первые века н. э. были широко распространены в Римской империи.
Известны находки таких матриц в Крыму не только в Усть-Альме. Еще два экземпляра были найдены в Херсонесе и его округе. На одном изображена фигура Диониса, также помещенная в портик, на втором (фрагментированном) – фигура Тюхе или Фортуны с рогом изобилия в левой руке и рулевым веслом в правой.
За пределами полуострова подобные матрицы с образами различных божеств хорошо известны на территории римских провинций Мезии и Фракии. Одна из них очень близка по исполнению усть-альминской. На ней также можно увидеть Зевса на троне, держащего в левой руке жезл. На правой его руке восседает орел с расправленными крыльями, а рядом стоит личный виночерпий Ганимед с сосудом в руке.
Возможно, что именно из Фракии бронзовая матрица попала в Крым. Возможно, вместе с римскими солдатами, расквартированными в Херсонесе, или в результате торговой сделки с каким-то купцом, прибывшим из Подунавья. Маловероятно, что варвары, в руки которых в конце-концов попала матрица, понимали ее значение. Для них это был только красивый и необычный предмет, ставший затем погребальным инвентарем. Ранее в Усть-Альминском некрополе уже находили другую матрицу-штамп в виде круглого диска с рельефным изображением животных. Хозяин этого предмета не использовал его по назначению, а сделал в нем два отверстия для подвешивания и, видимо, носил в качестве амулета.