Среди скифских памятников позднеархаического времени в Крыму курган Кулаковского занимает особое место. Его артефакты уникальны, а изображение одного из них стало эмблемой нашего проекта. Речь идет о скифской бронзовой бляхе, выполненной в зверином стиле.
Курган, раскопанный профессором Киевского университета Ю. А. Кулаковским в бывшем Симферопольском уезде в 1895 г., содержал впускное погребение скифского воина. Найденные в погребении уникальные бронзовые предметы, выполненные в скифском зверином стиле, практически сразу были введены в научный оборот. Таким образом, уже в первой трети ХХ в. наиболее яркие находки скифского погребения в кургане Кулаковского получили широкую известность в научном мире и сравнительно точную датировку.
Костяк человека лежал вытянуто на спине головой на восток. У правой руки были найдены две бронзовые бляхи в виде свернувшихся хищников. Там же находился скипетр, рукоять которого, очевидно, деревянная, не была прослежена, поэтому навершие было охарактеризовано первооткрывателем как бронзовый псалий. У левой руки, скорее всего, на уровне таза находился каменный оселок. С левой стороны лежали железный меч в ножнах и обломки железного наконечника копья. К сожалению, лишь часть найденных предметов этого погребения поступила на хранение в Государственный Эрмитаж.
Первая наиболее крупная бронзовая бляха, относящаяся к конской узде, представляет собой ажурное изделие размером 10,5 × 9,7 см с массивной петлей в виде скобы на обороте бляхи – 186,8 г. Первоначально хищник на большой бляхе был определен А. А. Спицыным как свернувшийся лев. А. И. Мелюкова видела в хищнике этой бляхи образ пантеры, который характерен для скифского звериного стиля V в. до н. э. Однако большинство исследователей, вслед за М. И. Артамоновым, определяют свернувшегося хищника как волкоподобного зверя.
Изображение волчьего хищника, свернувшегося кольцом, нередкое в евразийских степях, находит близкие аналогии в Степном Причерноморье, в изделиях, принадлежащих как местным, так и, несомненно, греческим мастерам. Фигура зверя имеет длинную шею и узкое туловище, отделенное от ног прорезями, что и придает всему изделию ажурность. Пасть волчьего хищника оформлена в виде бутона лотоса. Ухо треугольной формы отделено от круглого глаза ободком, в нижней части шеи между головой и плечом проходит рельефная полоса жемчужника. Короткий рубчатый хвост, смыкающийся с пастью, завершен головкой птицы. Лапы заканчиваются строенными точками и когтями.
На лопатке размещено миниатюрное изображение лежащего горного козла, рог которого оканчивается внизу птичьей головкой. Под козлом на сгибе передней лапы хищника, ближе к центру композиции, расположена головка лося. При этом когтистая оконечность задней лапы основного изображения примыкает к затылку лося, образуя его рога. Кроме того, на тазе хищника размещена головка грифа. Впрочем, по мнению Е. В. Переводчиковой на этой бляхе отражен некий фантастический «хищник вообще», сочетающий в себе голову волка и заднюю часть кошачьего животного с длинным хвостом.
От прочих изделий этого круга бляха отличается изображением гениталий самца, что не характерно для скифского звериного стиля. В этой связи вполне можно согласиться с предположением исследователей, отметивших ее греческое производство, возможно, в одном из городов Боспора. Технология производства этой бляхи с использованием сложной техники литья по утрачиваемым, вероятно, восковым моделям, обстоятельно рассмотрена в работе Р. С. Минасяна. Исследователь впервые опубликовал фотографию оборотной стороны этого украшения. Кроме того, в этой же технике, по наблюдению Р. С. Минасяна, была изготовлена и близкая по форме и сюжету бронзовая бляха из кургана 6 погребения 1 у с. Ковалевка в Нижнем Побужье. В этом погребении были найдены две бронзовые бляхи различной сохранности с аналогичным изображением свернувшегося хищника.
Не менее интересна вторая бронзовая полуовальная уздечная бляха в виде свернувшейся пантеры с полукруглой петлей на обороте. Размеры бляхи – 3,5 × 3,4 см. Вес – 14,5 г. Голова хищника с круглым глазом и овальным ухом смыкается с выпрямленными задними лапами, однако передние лапы оригинально вывихнуты и размещены вверху между плечом и головой зверя. На плече присутствует дополнительный декор в виде головы лося. Передняя лапа зверя воспринимается как рога этого лося. Кроме того, на бедре пантеры имеется волютовидный или клювовидный, по терминологии А. Р. Канторовича, завиток.