Бляхи в скифском зверином стиле из могильника Опушки

опушки_0.jpgНаходки, сделанные в ходе раскопок могильника Опушки, расположенного в центре крымских предгорий, заставили ученых обратить внимание на   такой своеобразный аспект, как включение в культуру изначально чуждых для нее архаических и экзотических  изделий.

Так, во входной яме позднескифского склепа №288, оказавшейся заполненной останками погребенных, сохранился весьма многочисленный погребальный инвентарь, позволяющий датировать склеп I ‒ первой половиной II в. н. э. Вместе с последним погребенным во входной яме наряду с вещами, типичными для позднескифской культуры, поместили бронзовую уздечную бляху в виде ног копытного животного, изготовленную в скифском зверином стиле, который был типичен для скифов-кочевников VI - IV вв. до н.э. Бляха литая, ее тыльная сторона гладкая, лицевая сторона проработана инструментом по горячему металлу.

Опушки_бляха 1.jpg

Бляха обломана в верхней части, где изначально, скорее всего, была представлена лопатка копытного; сохранились обе передние ноги копытного в профильном ракурсе. Ноги слабо изогнуты в надкопытной части и свисают (позиция «на цыпочках») или, если рассматривать бляху в горизонтальном положении, выброшены вперед (как бы в прыжке). К передней части пясти передней ноги примыкает чисто декоративная деталь – трехлепестковая пальметка, ее корень и лепестки оформлены трапециевидными валиками.

Опушки_бляха 2.gif

Ближайшую аналогию данному фрагменту бляхи составляет изображение, оформляющее бронзовую уздечную бляху из кургана 3 у с. Пастырское, из Среднего Поднепровья (№1 на рисунке). Еще одна аналогия в изображениях одиночных конечностей копытных представлена на золотой пластине ‒ обивке деревянного сосуда из кургана Бабы в Нижнем Поднепровье (№2), и на костяном гребне из курганов у станицы Ассиновской в Чечне (№3). Эти изображения в целом датируются V в. до н. э.

Опушки_бляха 3.gif

В приведенных аналогиях мы также наблюдаем рудимент композиции «на цыпочках». Причем на том же месте, что и в изображении из Опушек, находится пальметка, в данном случае заполняющая пустое пространство между подогнутой пястью и верхней частью ноги копытного. Датировка этих аналогий подтверждает вероятность отнесения бляхи из Опушек к V в. до н. э.

Опушки-бляха 4.gif

В другой опушкинской могиле рядом с ногой одного из погребенных, по-видимому, положили мешочек с несколькими мелкими вещами, в том числе с обломком бронзовой уздечной бляхи, изготовленной в скифском зверином стиле. Изделие литое. Бедро, лапа и хвост с лицевой стороны выделены, тыльная поверхность на месте туловища вогнута. Между хвостом и задней поверхностью бедра имеется отверстие. В нем находится отломанный с тыльной стороны кусок металла, возможно, остатки крепления. Место вероятного слома на спине животного заглажено так, что не отличается от других краев бляхи. Узкодатированных вещей в этом погребении нет, но рядом с другим погребенным в той же могиле найдена застежка-фибула, которая датирует комплекс первой половиной II в. н. э.

Опушки_бляха 6.gif

Упомянутый обломок бляхи сохранил изображение задней конечности кошачьего хищника с бедром и хвостом, причем хвост на конце, вероятно, трансформирован в птичью головку. Если это изображение изначально было в таком виде, то в таком случае оно не имеет прямых аналогий. Но, скорее всего, это часть полнофигурного изображения хищника, относящегося, судя по форме хвоста, к семейству кошачьих (или же грифона). Возможно, слом давно затерли и воспринимали эту вещь в позднескифскую эпоху как целую. В таком случае данное фрагментированное изображение находит себе аналогии в многочисленных изображениях припавшего к земле и готовящегося к прыжку кошачьего хищника в скифском зверином стиле, в особенности в его более ранних вариациях, с прижатым к заду хвостом, отгибающимся на конце назад и трансформируемым в птичью головку. Датируются такие вещи второй половиной VII – началом V в. до н. э.

Опушки-бляха_7.gif

 

Обе опушкинские могилы с бляхами, сделанными в скифском зверином стиле, расположены в метре друг от друга. И если судить по датировке и расположению могил, погребения в них могли совершаться одновременно. На неплохо исследованном могильнике Опушки других вещей в скифском зверином стиле не обнаружено. Следовательно, к поздним скифам они попадали в исключительных случаях. Можно предположить, что обе бляхи происходят из одной могилы V в. до н.э. Поздние скифы не изготавливали и вряд ли использовали такие предметы. Мифология, породившая особый стиль изображения животных или их частей, была, вероятно, утрачена скифами-кочевниками вместе с кочевым образом жизни. Очевидно, эти предметы обитатели крымских предгорий первых веков нашей эры нашли случайно (или разграбили более погребение V в. до н.э.) и поместили в могилы как предметы экзотические.

 

Список литературы
Канторович А.Р., Храпунов И.Н. Бляхи в скифском зверином стиле из могильника Опушки // Краткие сообщения Института археологии.. Вып. 265. 2021 г.