Антропоморфные статуэтки из святилища Таракташ

Летом 1995 года Горно-Крымской экспедицией Крымского филиала Института археологии НАНУ под руководством В. Л. Мыца на южном склоне Таракташского хребта были изучены остатки культового сооружения «Таракташ-I», существовавшее с перерывами с середины I в. н. э. по рубеж IV–V вв. н. э. В комплексах святилищ были найдены несколько трёхлопастных железных черешковых наконечников стрел, бронзовые смычковые фибулы, фрагменты стеклянных кубков, лепных чашечек, курильниц и алтариков. Особый интерес представляли находки фрагментов трёх лепных антропоморфных статуэток.

В 2002 году прямо под гребнем горы Таракташ сотрудниками Славяно-Сарматской экспедиции Государственного Эрмитажа было открыто и исследовано новое культовое сооружение римского, получившее название «Таракташ-II». Вблизи алтаря найдены фрагменты двух лепных курильниц на высоких ножках с выступами по краям резервуара, фрагменты трёх стеклянных сосудов, а также скопление кальцинированных костей. Здесь также оказались антропоморфные идолы, правда разбитые. От них сохранились лишь две личины. Там же лежали составные части маленьких лепных антропоморфных статуэток (руки и ноги) и части ещё двух курильниц с подквадратными резервуарами.

В 2006 году Таракташской археологической экспедицией ИИМК РАН совместно со Славяно-Сарматской экспедицией Государственного Эрмитажа было открыто третье культовое сооружение на западном склоне горы Таракташ, которое получило название «Таракташ-III». Оно было открыто на поселении римской эпохи. В нем были найдены многочисленные краснолаковые и лепные культовые сосуды, кости жертвенных животных, а на полу, в северо-восточном углу, были найдены две глиняные антропоморфные статуэтки. Помимо этого, на южном склоне горы Таракташ была найдена в отдельном помещении постройки конца II – первой половины III в. н. э. фигурка антропоморфного глиняного идола.2021-06-08 (2).png

Одни антропоморфные статуэтки, из Таракташа-III, датируются по археологическому контексту II в. н. э., все другие – концом II в. н. э. С эпохи позднего эллинизма (конец II–I вв. до н. э.) до рубежа II–III вв. н. э. находки примитивных глиняных статуэток известны также и на памятниках «поздних» скифов нижнего Поднепровья и Крыма. Лепные статуэтки известны на городище Чайка, Гавриловском городище, на поселении Золотая Балка I в. до н. э. – I в. н. э., в жертвеннике одного из помещений Неаполя Скифского второй половины II – начала III вв. н. э. Недавние находки происходят из комплексов городища Кара-Тобе, которые датируются автором эпохой позднего эллинизма – раннеримским временем: 61–40/30 гг. до н. э. Раскопки позднескифского могильника Кара-Тау, произведенные Ю. П. Зайцевым и И. И. Шкрибляк в 2016–2017 гг., также увеличили количество находок антропоморфных идолов в Крыму в римскую эпоху. В склепе-катакомбе I в. н. э., были обнаружены скелеты восьми человек со следами насильственной смерти (отрубленные головы, пробитая острым предметом тазовая кость, рубящие удары на костях) – вероятные жертвы военного разгрома. При одном из погребений были найдены две уникальные антропоморфные статуэтки из необожженой глины с полихромной росписью.2021-06-08.png

Антропоморфные статуэтки известны и в культуре тавров горного Крыма. Они происходят из материалов святилищ, но, к сожалению, могут датироваться лишь в очень широких рамках: в Ялтинском святилище – I– IV вв. н. э., в святилище «Гурзуфское седло» немного уже – I–III вв. н. э. В комплексах второй половины II – первой половины III вв. н. э. примитивные глиняные статуэтки были найдены на сельских поселениях и в городах европейского Боспора: Мысовке, Семеновке, Тасуново, Киммерике, Илурате, Зеноновом Херсонесе.

2021-06-08 (1).pngУ таракташских статуэток есть следующие признаки: наличие рук, широкое лицо, высокий прямой нос, налепы глаз, наличие рта, богатый декор фигур краской. В этом они весьма схожи с найденными в Кара-Тау. Таракташские и каратаусские статуэтки несут сугубо индивидуальный образ, который в более позднее время был известен лишь на территории европейского Боспора и Центральной Азии. Таракташские идолы конца II – первой половины III в. н. э. также обладают сугубо индивидуальными признаками: головной убор, широколицость, высокий нос, глаза – налепы, которые указывают на ряд близких по морфологии параллелей, происходящих из позднескифского могильника Кара-Тау первой половины I в. н. э.

Материал всех трёх святилищ Таракташа находил некоторые центральноазиатские параллели: курильницы с квадратными основаниями и выступами по бокам резервуара на высоких ножках, подквадратные алтарики, лепная керамика с антропоморфными налепами на стенках, и «широколицый» тип личин всех антропоморфных идолов. Анализ иконографии антропоморфных фигурок римской эпохи привел к изменению высказанной ранее точки зрения. Близкие по морфологическим признакам идолы встречены в более раннее время на могильнике Кара-Тау в горном Крыму. Это комплекс первой половины I в. н. э., который относится к позднескифской культуре, и искать параллели культовых изделий нужно именно на позднескифских памятниках римской эпохи горного Крыма.

Список литературы
Шаров О. В.. Святилище на склонах горы Таракташ в восточном Крыму // Боспорский феномен. Искусство на периферии античного мира. СПб., 2009
Шаров О. В. Антропоморфная скульптура из раскопок культового комплекса Таракташ в восточном Крыму // Боспорский феномен: греки и варвары на евразийском перекрестке. СПб.: Нестор-История, 2013. С. 313-319.