Античная терракотовая мужская голова из Керченской бухты

Весной 2017 г., при проведении подводных исследований на трассе Крымского моста в Керченской бухте, был открыт археологический комплекс, представляющий собой скопление тарной, кухонной, столовой и строительной керамики, крышками, светильниками. Особенностью его является многочисленность целых форм, широко датируемых V в. до н. э. – XIII в. н. э.

Среди находок, количество которых достигает 70 000 единиц, вызывает большой интерес фрагмент терракотовой монумен­тальной скульптуры мужчины, от которой сохранилась только голова - лицевая часть от макушки до кончика бороды. Полностью отбиты затылок и левая височная часть от края левого глаза. Высота предмета составила 27 см, ширина – 15 см, глубина – 8 см.  В области темени по центру про­делано отверстие круглой формы (диаметр – 5 см), передний край которого заглажен вручную. Подобные отверстия проделывали в технологических целях – для выхода воздуха при высокотемпературном обжиге. Наличие такого отверстия позволяет предположить, что скульптура была полая.

В ходе осмотра поверхности тер­ракоты в продолговатых углублениях, передающих пряди волос и бороды, были найдены остатки смолы. Исследование их с помощью радиоуглеродного анали­за позволило датировать памятник с высокой долей вероятности последней четвертью V в. до н. э. Судя по глине, скульптура импортная.

ТерракотаКерчь1.jpg

Находка представляет собой изображение зрелого мужчины с вытянутым овалом лица, обросшего густой бородой. Низкий лоб оконтурен валиком волос. Пряди переданы неглубокими насечками, расходящимися от центра к бокам. Большие близко посаженные глаза обрамлены рельефными валиками век. Зрачки намечены объемом глиняной массы и, по всей вероятности, были переданы в цвете. Нос – прямой и тонкий в переносице. Кончики рта опущены вниз, нижняя губа чуть толще верхней. Объем щек и скул не моделирован. Подбородок закрыт окладистой бородой. Как и прическа, борода трактована парными насечками, идущими параллельно друг другу от края к центру. На внутренней стороне терракоты заметны бороздки от пальцев мастера. Их направление позволяет предположить, что голова была слегка наклонена вперед. Отсутствие какой-либо моделировки ее боковой сохранившейся стороны предполагает фронтальное восприятия памятника.

Несколько образцов из микро­углублений и трещин на поверхности было взято на анализ. Его результаты по­казали, что поверхность терракоты была некогда покрыта красочным слоем – пигментами, смешанными с древесной смолой типа сандарак. Смола, видимо, использовалась в ка­честве связующего материала для пигментов. Удалось установить, что волосы и борода были окрашены в темно-коричневый цвет. На губах сохрани­лись следы красной охры и коричневого пигмента. Общий цвет лица и глаз остается неизвестен, но по аналогии с памятниками этого времени лицо могло быть расцвечено в тона от темно-бежевых до коричневых, в то время как радужная оболочка глаза имела коричневый или черный цвет, а брови могли быть как коричневыми, так и черными.

Пропорции и общий облик рассматриваемой терракоты близки изображени­ям мужских персонажей на метопах храма Зевса в Олимпии – Геракла и Атласа. Однако отдельные черты не характерны для греческой скульптуры эпохи классики. Очевидно, что по размерам и технологии изготовления изучаемое изделие относится к категории терракотовых монументальных скульптур, которые в Средиземноморье были распространены гораздо меньше, чем произведе­ния из камня. Археологически производство скульптуры из глины зафиксиро­вано на Кипре, в Италии и Греции. Стилистические особенности головы с мыса Ак-Бурун позволяют отнести ее к греческой и италийской скульптурным традициям.

Голова, скорее всего, не являлась автономным объектом, а была частью скульптуры – свободно стоящей статуи или горельефа. В пользу второго вари­анта свидетельствует продолговатая форма боковой стороны головы, хорошо читающаяся справа, не соответствующая анатомическим пропорциям. В любом случае, изображение предполагало строго фронтальный осмотр. Известно, что в рассматриваемый период создание отдельно стоящей монументальной скуль­птуры практически всегда связано с производством архитектурных деталей, та­ких как антефиксы, акротерии, фигуры на коньке крыши. Все они часто лепились от руки. Таким образом, Ак-Бурунская голова, возмож­но, являлась частью вотивной11 или архитектурной монументальной терракоты.

В заключение стоит отметить, что обнару­женное в Керченской бухте керамическое скопление происходит из перемещенного культур­ного слоя акватории порта Пантикапея, сброшенного в море у мыса Ак-Бурун при дноуглублении Генуэзской гавани Керчи в 1970-х гг.

Список литературы
Внуков С. Ю., Ильина Т. А., Муратова М. Б., Ольховский С. В., Смокотина А. В. Терракотовая мужская голова из бухты у мыса Ак-Бурун: предварительные результаты исследования и новые вопросы // Краткие сообщения Института археологии. Вып. 258. 2020.