
Весной 2017 г., при проведении подводных исследований на трассе Крымского моста в Керченской бухте, был открыт археологический комплекс, представляющий собой скопление тарной, кухонной, столовой и строительной керамики, крышками, светильниками. Особенностью его является многочисленность целых форм, широко датируемых V в. до н. э. – XIII в. н. э.
Среди находок, количество которых достигает 70 000 единиц, вызывает большой интерес фрагмент терракотовой монументальной скульптуры мужчины, от которой сохранилась только голова - лицевая часть от макушки до кончика бороды. Полностью отбиты затылок и левая височная часть от края левого глаза. Высота предмета составила 27 см, ширина – 15 см, глубина – 8 см. В области темени по центру проделано отверстие круглой формы (диаметр – 5 см), передний край которого заглажен вручную. Подобные отверстия проделывали в технологических целях – для выхода воздуха при высокотемпературном обжиге. Наличие такого отверстия позволяет предположить, что скульптура была полая.
В ходе осмотра поверхности терракоты в продолговатых углублениях, передающих пряди волос и бороды, были найдены остатки смолы. Исследование их с помощью радиоуглеродного анализа позволило датировать памятник с высокой долей вероятности последней четвертью V в. до н. э. Судя по глине, скульптура импортная.
Находка представляет собой изображение зрелого мужчины с вытянутым овалом лица, обросшего густой бородой. Низкий лоб оконтурен валиком волос. Пряди переданы неглубокими насечками, расходящимися от центра к бокам. Большие близко посаженные глаза обрамлены рельефными валиками век. Зрачки намечены объемом глиняной массы и, по всей вероятности, были переданы в цвете. Нос – прямой и тонкий в переносице. Кончики рта опущены вниз, нижняя губа чуть толще верхней. Объем щек и скул не моделирован. Подбородок закрыт окладистой бородой. Как и прическа, борода трактована парными насечками, идущими параллельно друг другу от края к центру. На внутренней стороне терракоты заметны бороздки от пальцев мастера. Их направление позволяет предположить, что голова была слегка наклонена вперед. Отсутствие какой-либо моделировки ее боковой сохранившейся стороны предполагает фронтальное восприятия памятника.
Несколько образцов из микроуглублений и трещин на поверхности было взято на анализ. Его результаты показали, что поверхность терракоты была некогда покрыта красочным слоем – пигментами, смешанными с древесной смолой типа сандарак. Смола, видимо, использовалась в качестве связующего материала для пигментов. Удалось установить, что волосы и борода были окрашены в темно-коричневый цвет. На губах сохранились следы красной охры и коричневого пигмента. Общий цвет лица и глаз остается неизвестен, но по аналогии с памятниками этого времени лицо могло быть расцвечено в тона от темно-бежевых до коричневых, в то время как радужная оболочка глаза имела коричневый или черный цвет, а брови могли быть как коричневыми, так и черными.
Пропорции и общий облик рассматриваемой терракоты близки изображениям мужских персонажей на метопах храма Зевса в Олимпии – Геракла и Атласа. Однако отдельные черты не характерны для греческой скульптуры эпохи классики. Очевидно, что по размерам и технологии изготовления изучаемое изделие относится к категории терракотовых монументальных скульптур, которые в Средиземноморье были распространены гораздо меньше, чем произведения из камня. Археологически производство скульптуры из глины зафиксировано на Кипре, в Италии и Греции. Стилистические особенности головы с мыса Ак-Бурун позволяют отнести ее к греческой и италийской скульптурным традициям.
Голова, скорее всего, не являлась автономным объектом, а была частью скульптуры – свободно стоящей статуи или горельефа. В пользу второго варианта свидетельствует продолговатая форма боковой стороны головы, хорошо читающаяся справа, не соответствующая анатомическим пропорциям. В любом случае, изображение предполагало строго фронтальный осмотр. Известно, что в рассматриваемый период создание отдельно стоящей монументальной скульптуры практически всегда связано с производством архитектурных деталей, таких как антефиксы, акротерии, фигуры на коньке крыши. Все они часто лепились от руки. Таким образом, Ак-Бурунская голова, возможно, являлась частью вотивной11 или архитектурной монументальной терракоты.
В заключение стоит отметить, что обнаруженное в Керченской бухте керамическое скопление происходит из перемещенного культурного слоя акватории порта Пантикапея, сброшенного в море у мыса Ак-Бурун при дноуглублении Генуэзской гавани Керчи в 1970-х гг.