Ямная культура

Ямная культура (вторая половина III – начало II тысячелетия до н.э.)

 

Ямная культура сформировалась в Поволжье в конце IV в. до н.э. Постепенно она распространяется на запад, вплоть до Днепра. С юга ареал ямной культуры ограничен Каспийским  и Черным морями и Кавказскими горами, с севера – зоной лесостепи. Ямные племена были первыми, кто стал насыпать над захоронениями курганные насыпи. Это связано с тем, что основу их хозяйства составляло кочевое скотоводство. В условиях постоянной смены кочевий, чтобы найти захоронения своих предков на обширных степных пространствах, нужен был хорошо отличимый ориентир, которым и служил курган.

В Крыму кочевники-скотоводы, хоронившие под курганами, появились во второй половине III тыс. до н.э. Они заселили всю степную часть полуострова, иногда проникали в предгорья.

Поселения на территории ямной культуры малочисленны. Они известны в долинах Дона и Днепра, где некоторые племена переходили к оседлости. На таких поселениях жили в долговременных жилищах, иногда сооружали оборонительные стены. В Крыму ямные поселения не известны. Единственным типом памятников, по которым можно судить о присутствии представителей ямной культуры в Крыму – это подкурганные погребения.

Хоронили в больших прямоугольных ямах. Погребенных клали в вытянутом положении на спине с согнутыми в ногах коленями, иногда в скорченном положении на боку. Умерших часто посыпали красной охрой. Погребение перекрывали каменной плитой или деревянным настилом. Инвентарь в захоронениях ямной культуры однообразен, часто он отсутствует вовсе. Малочисленность инвентаря в погребениях, по всей видимости, связан с особенностями идеологических представлений, в соответствии с которыми в потусторонний мир умершего должны были сопровождать только определенные вещи. Чаще всего в погребениях находят керамическую лепную посуду, в основном, это горшки, иногда встречаются миски. Бронзовые изделия клали редко, и только двух видов – ножи и шилья. Встречаются полированные каменные топоры и круглые плоские терочки. Кремневые изделия представлены ножами, ретушированными отщепами, наконечниками стрел и копий. Из кости делали шилья, проколки, «молоточковидные» булавки. Иногда в погребениях находят остатки деревянных повозок. Подобная традиция характерна почти для всех индоевропейских народов. Некоторые исследователи предполагают, что носитель ямной культуры также принадлежали к индоевропейской языковой семьи. Иногда на курганах ставили каменные стелы. Они имеют вид плоских плит, заостренных в нижней части. Сверху плита обычно заканчивалась выступом, имитирующим голову. Иногда гравировкой или рельефом изображали черты лица, руки и пояс.

287741.jpg

 

Список литературы
1. Храпунов И.Н. Древняя история Крыма. – 3-e изд., стереотипное. – Симферополь: издательство «ДОЛЯ», 2007.