
Могильники мариупольского типа относятся к категории бескурганных. Все они, за небольшим исключением располагались за пределами одновременных поселений. На этих могильниках совершали коллективные захоронения, которые содержали десятки, а иногда и более сотни погребений. Подавляющее их число было открыто на Нижнем Днепре, где такие могильники располагались на высоком берегу Днепра. Наиболее известными являются Никольский (137 погребенных), II Вовнигский (130), Ясиноватский (68), Лысогорский (50), Вильянский (50) могильники. Несколько некрополей найдены и на левом берегу - Дереивский (137), Госпитальный холм (100) и другие. Единственным памятником такого типа в Крыму ряд исследователей предлагает считать открытый в 1965 г. А. А. Щепинским в Северном Присивашье Долинский могильник.
Несмотря на ряд различий в погребальном ритуале, в целом, выделяются несколько общих характерных черт – умерших клали в вытянутом положении, погребения имели коллективный характер, в могилах фиксируются следы охры, а в инвентаре отсутствуют сосуды. Погребенных укладывали на спину. Во многих случаях скелеты оказывались очень сильно сжатыми: кисти рук прижаты к корпусу, голова "втянута" в плечи, стопы ног вытянуты и плотно сжаты. Такое положение объясняют либо тем, что покойники связывались (пеленались), либо опускались в очень узкую яму. В ориентации погребенных нет общей закономерности. Во многих случаях всех умерших располагали головой в одном направлении. В то же время, в могильниках Мариуполь, Собачки, Ненасытец, Вильянка, Госпитальный холм отмечена ориентация по принципу антитезы, т. е. скелеты лежали головой в разные стороны. Таким образом, были похоронены и люди в Долинском могильнике. В нем исследованы около 50 погребенных. В центре некрополя скелеты залегали в несколько ярусов, пересыпанных красной охрой. Предполагают, что у населения, оставившего рассматриваемые памятники, ритуал ориентации по небесным светилам еще отсутствовал.
Типичное погребение на раннем этапе развития культуры представляло собой яму-гнездо округло-овальной формы длиной около 2,2-2,5 м и шириной – 1-1,5. В ямы клали от 2-3 до 10-13 человек, в 2-3 яруса. Позднее отдельные ямы, расположенные рядом, нередко сливались в общую траншею. Таким было захоронение в могильнике Мариуполь, давшем название культуре. (Хотя изначально, в связи с особенностью погребальной конструкции, автор раскопок А. Д. Столяр предложил называть такие памятники «траншейными»). На последнем этапе существования культуры использовались большие коллективные усыпальницы – ямы подпрямоугольной формы, размерами вплоть до 5,4 х 5,6 м. Сверху над ямами, по-видимому, строились деревянные конструкции шатрообразной или иных форм. В случаях, когда могила переполнялась, останки из нее выгребались полностью и прикапывались вблизи. Своеобразный вид имела коллективная усыпальница Лысогорского могильника, состоявшая из двух частей: удлиненной подовальной и округлой более глубокой. При переполнении первой части, кости из нее изымались, а черепа «сбрасывались» во вторую часть.
Исключительно важную роль в погребальном обряде могильников мариупольского типа играла красная охра, которой в большей или меньшей степени посыпались все погребенные. На позднейшем этапе встречаются и следы использования огня. На Никольском могильнике после извлечения костей прежних погребенных на площади захоронения разжигался большой костер. Затем его слой перекрыли подсыпкой из глины, на которую поместили новых умерших и сверху рассыпали охру.
Традиции могильников мариупольского типа не находят корней в культурах более раннего времени. Исследователи связывают появление новых обрядов в погребальной культуре с ритуальными практиками мезолитического населения Прибалтики, где умерших также складывали вытянуто на спине и покрывали посыпкой из охры. О северном происхождении населения, оставившго мариупольские могильники, свидетельствуют и антропологические данные. Первыми переселенцами с севера исследователи полагают считать представителей Днепро-донецкой культуры неолита, подтипом которой некоторые ученые называют Культуру могильников мариупольского типа.
Впрочем, состав погребального инвентаря этой культуры совсем не схож с некрополями северных районов Европы. Это преимущественно украшения в виде кольцевых плоских бус из гешира и других материалов, которые интерпретируются как следствие контактов с населением Кавказа. Находки каменных булав, а также подвесок из зубов оленя также связывают с восточными заимствованиями. Помимо названных находок, в комплексах мариупольского типа встречают кремневые орудия и нуклеусы, изделия из камня и кости, различные украшения. Редко фиксируются фрагментированные сосуды. Так рядом с ямой Никольского могильника найдены битые сосуды, оставленные, возможно, как следы постпогребального обряда поминовения. В могильнике Долинском зафиксированы многочисленные подвески из недоразвитых клыков оленя, а также кремневые ножевидные пластины, проколки, скребочки и трапеции. Полностью материалы памятника не опубликованы.
Для датировки памятников мариупольского типа производилось радиоуглеродное датирование материалов Никольского, Ясиноватского и Осиповского могильников. В результате были получены даты соответственно: 3690±400, 3700±700 и 3990±420 лет до н. э. Поскольку эти могильники относятся к позднему этапу развития культуры, есть основания более ранние памятники связывать со временем конца V – первой половины IV тыс. до н. э.