Мозаичные бусы – один из самых сложных типов бус, производимых из стекла. Наиболее ранним центром их производства принято считать Египет, в котором помимо изготовления стеклянных бус было весьма развито производство бус в целом, начиная от фаянсовых изделий и заканчивая бусами, созданными из минералов по типу сердолика. Определение техники изготовления этих изделий как мозаичной условно, так как мозаика предполагает составление орнамента из множества элементов, закрепленных в вязкой основе. Сложноорнаментированные стеклянные украшения тоже составлены из большого количества элементов, но они соединены непосредственным спеканием друг с другом или спаяны на стеклянной же основе.
В археологической литературе существуют два мнения относительно того, что считать мозаичной техникой при изготовлении полихромных стеклянных бус. Одни исследователи, например Г. Эйзен, полагали, что мозаичной можно назвать разноцветную бусину независимо от техники исполнения орнамента, даже если он нанесен сверху. Другие, как Н. Н. Погребова, предлагают называть мозаичными только те бусы, которые получены путем сплавления между собой кусочков разноцветного стекла, имея в виду спаянные орнаменты. Некоторым исследователям представляется более целесообразным считать мозаичными не только спаянные, но и спаянно-накладные орнаменты. Простые спаянные орнаменты являются примитивной комбинацией соединенных вместе разноцветных нитей или кусочков стекла, образующих, например, полосатые, спиралевидные, шахматные и мраморовидные узоры.
Сложноспаянные орнаменты предполагают фигурную обработку деталей и заготовок, а также сложный узор — растительные мотивы, изображения лиц, фигурки птиц, ковровые, ресничковые и сложногеометрические рисунки. Комбинированные спаянно-накладные орнаменты образованы наслоенными на ядро отрезками заранее спаянных узорных заготовок. Группа сложных орнаментов включает изделия, изготовленные этими тремя способами, однако в ней значительно преобладают сложноспаянные орнаменты, сочетающие разнообразные заготовки.
Появление мозаичных бус в Северном Причерноморье началось одновременно с возникновением торговых эмпориев на побережье Понта в ходе Великой Греческой Колонизации. В VI—V вв. до н. э. ярко проявляется греческий характер быта, одежды, обычаев и религиозных представлений населения ранних полисов, облик которых в процессе развития постепенно нивелировался о местным окружением. Бусы и всевозможные украшения привозились с имуществом переселенцев.
При изучении мозаичных бус первостепенное значение приобретает микроскопическое исследование образцов и наблюдение за структурой стекла. Направление волокон в стеклянной массе, система трещинок, наклон смещенного орнамента, вид сколов — только эти детали позволяют воссоздать технологию изготовления полихромных стеклянных бус античного времени. Наблюдения над мелкими деталями показали, что изготовление сложных орнаментов на мозаичных бусах не могло ограничиться комбинацией заготовок-палочек. Ф. Шулер высказал мнение о применении техники перегородчатой эмали и употреблении съемных металлических перегородок. До античного времени техника мелкой стеклянной мозаики прошла почти двадцативековой путь развития. От 1830-х годов до н. э. сохранилась палочка миллефиори, свидетельствующая о традиции мозаичного стекла, идущей из древнего Египта, где создавались мелкие мозаики из выпиленных кусочков стекла, спекаемых на металлической основе. К рубежу н. э. при изготовлении мозаичных стеклянных украшений научились сочетать методы спекания с приемами перегородчатой эмали, используя неснимаемые стеклянные перегородки.
Бусы Средиземноморского бассейна VI—V вв. до н. э. распространялись в лесостепь, их носили и степные кочевники. Только рынки античных городов могли снабжать местное население полюбившимися ему украшениями, возрастающий спрос на которые учитывался и в последующие эпохи. Очевидно, со временем бусы превращались в постоянное дополнение к основному товарообмену. Что касается ранних полисов, то наибольшее число бус происходит из Ольвии и её некрополя, однако бус от VI—V вв. до н. э. в Северном Причерноморье сохранилось мало. В погребениях этого времени нет длинных ожерелий, редки в них и отдельные бусины. Населения самих полисов бусы пользовались меньшим спросом, чем у соседних племен.
Для изучения культурных связей варварского населения Восточной Европы крайне важны находки импортных изделий. По количеству ведущее место среди них занимают стеклянные бусы. В I тыс. н.э. эта категория украшений получила очень широкое распространение среди населения лесной и лесостепной зон, которое, по всей видимости, не производило их самостоятельно. Важнейшая цель, которую ставят археологи при работе с этим материалом — определение места происхождения и установление направления контактов потребителей данных изделий. К сожалению, большинство подходов к научной обработке стеклянных украшений остаются дискуссионными. Ряд сложностей, связанных с научной обработкой импортных изделий из стекла, обусловлен недостаточной изученностью организации стеклоделательного производства в эпоху поздней античности и раннего средневековья, включая производство мелких стеклянных украшений.
Одна из актуальных проблем, связанных с изучением бус — интерпретация результатов анализа химического состава стекла. Особенности цветного стекла бус часто не находят параллелей среди материалов синхронного посудного и оконного стекла, а характер сырья, использованного для его изготовления, бывает практически невозможно определить однозначно. Некоторые заключения, получаемые при работе со стеклянными импортными изделиями, носят порой умозрительный характер, опираясь часто на гипотезы, далеко не всегда подтвержденные археологическим материалом. Эти гипотезы, тем не менее, стали общепринятыми «точками опоры» в изучении стекла. В связи с этим представляется важным рассмотреть существующие проблемы, систематизировав имеющиеся у нас данные источников.
В I в. н.э.в Римской империи широко распространилась стеклодувная техника, что привело к большим изменениям в производстве стекла. Это не могло не отразиться на организации производства в целом. Однако ввиду малочисленности археологических свидетельств производства бус, к исследованиям с определенной долей условности привлекались в некоторых случаях более ранние материалы, относящиеся к середине — второй половине I тыс. до н.э. Помимо археологических, косвенную информацию о данном виде производства (в первую очередь — о технологической его составляющей) могут дать этнографические источники. Привлечение этнографических данных при работе с археологическими материалами, безусловно, требует особой осторожности, однако они нередко позволяют оценить технологические возможности древних мастеров, а также степень реалистичности археологических реконструкций.
Собранные свидетельства производства бус немногочисленны, зачастую разновременны и, к сожалению, не все из них достаточно полно представлены в публикациях. Полученная выборка не отражает объективную картину распространения мастерских: европейские памятники исследованы и опубликованы лучше, чем находки из Восточного Средиземноморья и Месопотамии. Только один из памятников с сохранившейся рабочей зоной, печами и инструментарием изучен комплексно и полностью опубликован — это мастерская в римском военном лагере Тибиск в Дакии. Большинство свидетельств изготовления бус — это отходы производства, представляющие собой лишь часть информации, не позволяющей составить целостную картину. В то же время они дают возможность сделать ряд важных наблюдений, позволяющих понять особенности организации и процесса.