Украшения

Бронзовые статуэтки из могильника Бельбек IV

Могильник Бельбек IV – один из важнейших погребальных памятников позднескифского населения Юго-Западного Крыма римского времени. В 1969–1991 гг. этот некрополь исследовался И.И. Гущиной, а в 2004 г. – Д.В. Журавлевым и К.Б. Фирсовым. Некрополь интересен богатым набором римских импортных изделий.

Список литературы

Пряжки типа «Сиракузы» из Керчи

Значительный интерес представляют византийские пряжки, бытовавшие в эпоху раннего средневековья на широком пространстве от Пиренеев до Северного Кавказа и от Северной Африки до Британских островов. Пряжки, целиком отлитые из бронзы с овальным щитком, украшенные полупальметтами и изображением листьев аканта, в исторической науке получили название пряжки типа «Сиракузы». Такое обозначение было введено исследователем Й.Вернером, датировавшим такие изделия концом VI – первой половиной VII вв.

Список литературы

Фибулы из Ногайчинского кургана

Ногайчинский курган, расположенный у села Червоное Нижегорского района, был исследован А. А. Щепинским в 1974 году. Все погребальные сооружения, за исключением одного, относились к бронзовому веку.

Список литературы

Золотые браслеты, гривна и серьги из Ногайчинского кургана

В 1974 г. А. А. Щепинский исследовал впускное захоронение в кургане эпохи бронзы у с. Червоное Нижнегорского района (Ногайчинский курган № 4) с богатым женским погребением I в. Находки из кургана, являются шедевром ювелирного искусства. Остановим внимание на гривне, серьгах и браслетах.

Список литературы

Фибулы и броши римского периода

Металлическая застежка-фибула — важная деталь костюма древнего населения Европы. Ее основное назначение — скреплять между собой отдельные части верхней одежды и одновременно служить эффектным украшением. Возникнув на рубеже XIV – XIII вв. до н.э. во фрако-иллирийской среде, такие изделия быстро распространились по всей Южной Европе, проникли в Малую Азию и на Кавказ. В IX – VIII вв. до н.э.

Список литературы

Краснолаковые китайские шкатулки из Усть-Альминского некрополя

Вопрос о торговых отношениях и культурных контактах между Востоком и Западом неоднократно являлся темой исторических исследований. Несколько лет назад было обнаружено еще одно, возможно, самое заметное, свидетельство отношений между китайской Ханьской империей и Северным Причерноморьем. Во время раскопок Усть-Альминского некрополя, самого крупного и богатого среди захоронений позднескифской культуры, под руководством А. Е. Пуздровского, обнаружилось 196 неожиданных и выдающихся объектов: фрагменты красок.

Список литературы

Костяные гребни из памятников предгорного Крыма римского времени

2_0.pngОдним из самых распространенных изделий из кости являлись костяные гребни. Их функциональное предназначение во все времена было одинаковым: расчесывание волос или шерсти. Гребни римского времени использовались массово. Чаще всего их находили в могильниках. Например, на территории могильника Дружное, расположенного на склоне одного из отрогов Долгоруковской яйлы.

Список литературы

Серьги с литым неподвижным многогранником

Серьги с многогранником появились на рубеже IV-V вв. в римских провинциях на Среднем Дунае и впоследствии получили распространение на пространстве от Испании до Дагестана. В первой половине V столетия эти изделия становятся популярными и у жителей Крымы, их встречают в Херсоне, Юго-Западном Крыму и Боспорсокм царстве. Позднее в VI-VII вв. серьги с многогранником становятся важным элементом парадного женского костюма и в готской стране Дори.

Список литературы

Большие готские пряжки с изображением креста

Распространение предметов материальной культуры с христианской символикой у варварских народов европы в раннем средневековье обычно, так или иначе, связывается с христианизацией. Следует учитывать, вместе с тем, что такого рода вещи представляют собой лишь один из компонентов средиземноморской цивилизации и отражают более широкий культурный процесс. примером могут служит пряжки женского убора с изображением креста, распространившиеся в Юго-Западном Крыму в начале средневековья.

Список литературы

Змееголовые браслеты римского времени

Уже в ранний период греческой истории змее отводилось видное место в системе религиозных представлений. В более позднее время она становится одним из самых распространенных религиозных символов у народов Средиземноморья. Ее изображение было излюбленным мотивом украшений из драгоценных металлов и браслетов. Змея мыслилась воплощением души предка, хранителем его потомства, их семей и дома. Известно, что священная змея, жившая в святилище на Акрополе, считалась хранительницей Афинского государства.

Список литературы