Серьги с подвесками из Феодосии

341948.jpegВыдающийся феодосийский художник-маринист И.К. Айвазовский был известен не только живописными полотнами. Но также он прославился как меценат и даже археолог. Так, в 1853 году И.К. Айвазовский получил официальное разрешение от Министерства Императорского Двора и Уделов на проведение археологических работ в районе Феодосии Целью проведения археологических изысканий был якобы поиск "старой, античной Феодосии". В середине 19 века между учеными шли споры о местоположении средневековой Кафы-Феодосии. Кто-то размещал ее на склонах Тепе-Оба, в районе мыса Св.Ильи, кто-то у подножия Карадага, в районе сегодняшнего Коктебеля, ну а кто-то на полном серьезе относил древнюю Кафу на 70 км восточнее, на мыс Опук. Но вот однажды известный археолог того времени Сибирский А.А. , прогуливаясь по склонам Тепе - Оба, обнаружил старинную греческую монету, предположительно 5 века до н.э. Своей находкой археолог поделился с известным феодосийским художником И.Айвазовским, изложив свое мнение про существование "античного города" в районе мыса Св.Ильи на склонах хребта Тепе-Оба. Художник полностью поддержал идеи Сибирского А.А. и принял непосредственное участие в организации археологической 59c7741966d58_1506243609.jpgэкспедиции.

Но некрополь вблизи Феодосии был известен и ранее. И фигура И.К. Айвазовского была привлечена для исследования не случайно. Министр уделов и управляющий Кабинетом Его Императорского Величетва граф Л.А. Перовский сообщил 3 апреля 1853 года исполняющему обязанности генерал-губернатору Новороссии П.И. Федорову о планах произвести раскопки за государственный счет на земле, принадлежащей г. Феодосии. Также он просил местное начальство оказать содействие руководителю раскопок, профессору Академии художеств И.К. Айвазовскому, который уже приступил к работам.

Первоначально раскопки велись"минами" в центре насыпи трех курганов, уцелевших на гребне горы, лежазей в южном направлении от городского карантина. Каждый из курганов имел в окружности от 30 (63,9 м) до 35 (74,55 м) саженей, при высоте не более сажени (2,13 м). О курганах директор Керченского музея А.Е. Люценко писал:

Форма их обыкновенная, основание скалистое, имеют насыпь, состоящую из глинистой земли, смешанной с хрящем и мелким камнем.

 

Уже весной 1853 года на склонах хребта полным ходом шли изыскательные работы. Практически сразу были обнаружены пять курганов, четверо из которых не были особо примечательными. А вот в пятом было обнаружено захоронение женщины, предположительно IV века до нашей эры, множество изысканных керамических предметов, а также целая плеяда интересных ювелирных украшений, в том числе уникальные по мастерству исполнения серьги. Об обстоятельствах обнаружениях уточнял А.Е. Люценко:

Небольшая насыпь, в которой найдена была Айвазовским гробница с золотыми вещами находится поблизости монастыря Св. Илии, на крутом берегу, несколько выдавшемся в море, между двумя курганами довольно значительной величины.

Найденная пара серег представляла собой конструкцию из четырех составных элементов каждая: диска, многофигурной композиции на базе, ладьи и свисающих с нее цепочек с подвесками. Места соединения замаскированы розетками, пальметками, завитками, розами из "стружек" тонкой золотой ленты. Приподнятые края диска украшены несколькими рядами зерни, внутренняя поверхность покрыта филигранным узором в виде чередующихся пальметок и пятилепестковых розеток. Средняя выпукаля часть состоит из двух рядов лепестков, образующих пышную многолепестковую розетку. 

Ладья подвешена на двух цепочках, прикрытых обильным растительным орнаментом. Две обнаженные фигуры крылатых Эротов (?) замыкают разнообразие орнамента и фланкируют центральную сцену, размещенную на декорированной язычками базе. Четверка коней несется во весь опор, так что их передние ноги выходят за пределы базы. Ими управляет Ника (отсюда одно из названий "Ника на квадриге"), стоящая на колеснице. Рядом с ней юноша со щитом. 

Вся композиция, столь динамичная в целом, отличается весьма миниатюрными размерами (ширина - 1,2 см, высота - 1,1 см), что ставит феодосийские серьги в ряд прославленных образцов "греческой микротехники". Фигуры выполнены чеканом из листового золота. Ладья покрыта мельчайшей зернью, сгруппированной по четыре гранулы. Внутри ее заполняет растительный орнамент, снаружи обрамляют восемь двухярусных розеток. От каждой розетки спускаются две цепочки, образуя фестоны с петлями разной длины. К ним прикреплен ряд гладких зерновидных подвесок и ряд крупных бутонов с орнаментированной поверхностью. Места креплений прикрыты пальметками. Шейки бутонов образуют два соединенных опрокинутых конуса.

Высота всей серьги составляет около 9 см, при весе 22 и 22,5 г. Датировка находки остается дискуссионной. Согласно И.И. Саверкиной украшение следует отнести к 330-300 гг. до н.э. По Е.Я. Рогову вероятным временем изготовления является первая половина третьей четверти IV в. до н.э. Также разногласия вызывает определение места производства, которым называют Аттику, Северную Грецию, Малую Азию, Сицилию. Предполагают также, что изготовить серьги мог некий мастер, прибывший в Херсонес Таврический.

Знаменитые феодосийские серьги по праву занимают одно из первых мест среди ювелирных изделий роскошного стиля, произведенных античными мастерами. По всей видимости, украшение было выполнено по заазу и стоило в своё время значительных средств. Из 14 пар роскошных серег, известных на сегодняшний день, 7 были найдены именно в Северном Причерноморье. Очевидно их было гораздо больше, но время оставляет историкам лишь немногое. Феодосийские серьги украшены фигурками, исполненными в микротехнике, повторить которую современным ювелирам в ходе эксперимента не удалось. Даже знаменитый Карл Фаберже, пытавшийся повторить "феодосийские серьги", потерпел полное фиаско. Ныне серьги составляют гарнитур, украшающий Золотую кладовую Эрмитажа.

Список литературы
Петрова Э.Б. О начальном периоде археологических исследований в Феодосии: Вильнев, Сибирский, Айвазовский // Проблемы истории, филологии, культуры. - М. - Магнитогорск, 2002. - вып.12. - С. 598-607
Максимова М.И. Миниатюрная группа на феодосийских серьгах // ТГЭ. - 1958. - Т.2. - С. 62-66.
Тункина И.В. Некрополь Феодосиии: "раскопки" И.К. Айвазовского (1853 г.) // Евразийский археолого-историографический сборник. - СПб-Красноярск, 2012. - С.48-69