Феодосийский музей древностей

pic_08.png

Интерес к памятникам античности в Таврике появился у российских исследователей еще до официального присоединения полуострова к Российской империи. А накопление значительного археологического материала требовало классификации и сохранения. И не удивительно, что на юге России появляются одни из первых музейных заведений.  К числу первых муниципальных собраний античных памятников относится коллекция Музея древностей в Феодосии. Феодосийский музей древностей (ФМД) был открыт 13 (25) мая 1811 г. В районе Феодосии к тому времени было собрано немало памятников старины. Не только это, но и систематическое разрушение средневековых памятников, вызывало тревогу у многих культурных людей.

"Чудная судьба Феодосии! Ее всегда и все разрушали: боспорцы, татары, турки, русские войска, коменданты и градоначальники!" – с горечью восклицал Н.Н.Мурзакевич

Памятники старины нужно было сохранить, а раскопками заняться в научных целях. Для этого и решено было организовать музей. Инициатором создания музея был Семен Михайлович Броневский (1763 или 1768— 1830), историк, исследователь Кавказа, военный и гражданский деятель, администратор, градона­чальник Феодосии в 1810—1816 гг. А. А. Скальковский сетовал, что Броневский был так мало известен и что он с трудом смог собрать лишь краткие сведения о жизни этого замеча­тельного человека. Современники характеризовали С.М, Броневского как добросовестного и честного человека, высококвалифицированного и эрудированного специалиста, знатока многих языков, немного задорного и часто состоявшего не в ладах с новороссийскими генерал-губернаторами. 

Прибыв в Феодосию, где недавно был учрежден порт (1805), Броневский развил бурную деятельность по благоустройству города и всего градоначальства: закончил строительство ка­зарм, военного лазарета, фонтанов, татарской мечети, открыл уездное училище, с помощью Рафаила Скасси организовал торговлю с Мингрелией и Абхазией и т. п. При правлении Бро­невского экономические статьи городских доходов увеличились до 5 тыс. р. в год. Его заслуги были отмечены начальством: Приступив к служебным обязанностям, С. М. Броневский уже в сентябре 1810 г. высту­ пил с инициативой создания городского музея древностей. Он писал в Министерство полиции, что,

Обозревая город Феодосию, нашел в городских стенах, в ломку назначенных, надписи и барельефы, в камне и мраморных досках иссеченные, многие таковые же камни из стен выломанные, иные между развалинами лежащие, другие уже вошедшие в новые строения, и хотя сии надписи частию описанные путешественниками, частию вовсе неизвестные и суть остатки глубокой древности, будучи писаны готическими буквами и, следовательно, принад­лежат к временам владычествования здесь генуэзцев, он, желая сохранить сии памятники, сде­лал запрещение употреблять их в строения, а для хранения их назначил одну из пустых ме­четей, приказав складывать их в оную по мере как будут отыскиваемы между развалинами.

feodosiyskiy-kraevedcheskiy-muzey-photo-1.jpgВ том же письме С. М. Броневский просил позволить ему «находящиеся в Керчи и Еникале подобные камни с греческими надписями присовокупить к собираемым в Феодосии, дабы составить здесь по времени музей». Министр полиции доложил записку Броневского импе­ратору Александру I, который нашел предложение градоначальника «полезным» и утвердил его 8 ноября 1810 г., а уже  31 мая 1811 г. Феодосийская городская дума постановила создать музей. С. М. Броневский в 1811 г. поручил П. Дюбрюксу, в то время надзирателю Керченской таможенной заставы, собрать в Керчи и перевезти в музей мраморы и дру­гие древности.  Основу музейного собрания составила коллекция древностей феодосийского купца Джеварджи, приобретённая за 1 000 рублей по решению городской думы: лапидарные памятники из развалин средневековой Кафы, античные древности. Некоторые из первых экспонатов – мраморные львы, плита с изображением грифона и много другое – представлены в современной экспозиции музея. Таким образом, покупками и пожертвованиями частных лиц было положено начало археологическим коллекциям. 12 мая 1818 г. Феодосийский музей посетил император Александр I 

грифон.pngС 1811 по 1826 гг. музей существовал за счет денежных пособий в размере 141 руб. серебром, ежегодно выделяемых из средств городской думы. Музей разместился в пустующей турецкой мечети. Опека над ним возлагалась на начальника феодосийского карантина. Первым его заведующим по решению С.Броневского стал Варфоломей Галлера – городской голова Феодосии, торговец, известный своим увлечением нумизматикой и коллекционированием древностей (судя по всему, основная часть его личного собрания оказалась не в музее, а была им продана). В 1818 г. его сменил карантинный врач Иван Иванович Граперон – приглашенный из Франции в Россию доктор медицины. С 1810 г. не покладая рук он трудился в Крыму, борясь с эпидемиями. Одновременно на протяжении 30 лет заведовал Феодосийским музеем, хотя неоднократно покидал Феодосию (и порой надолго) по делам медицинской службы. Любил Крым, собирал материалы по его истории, встречался и переписывался с учеными. И.И. Граперон старался использовать любые возможности, чтобы пополнить фонд музея и недопустить изъятия каких-либо экспонатов. Ф. Ф. Вигель писал о докторе Грапероне, что: 

Он столь же мало смыслит в археологии, как и в медицине, а как француз берется за все, и сей музеум только богат вещами, похищенными из Керчи, когда сей город был подвластным Феодосии. Большие споры идут о том между гг. Бларамбергом и Грапероном, особливо же за одного грифона, высеченного на камне. Этот грифон был эмблемою Пантикапеи, украшал долго ворота Керченской кре­пости, и насильственно завладела им Феодосия.

Вместе с тем, первые заведующие уделяли музею лишь вторичное внимание, ввиду прочих занятостей. И после того как в 1826 году было приостановлено финансирование, состояние музея становилось плачевным. Кроме того, в первые десятилетия в штате музея совершенно не хватало кадров, а фонды пополнялись нечасто, так как раскопок в районе Феодосии практически не производилось. Летом 1834 г. в Феодосии побывал Ф. Дюбуа де Монпере. Судя по его описанию, музей к тому времени обогатился вещами из раскопок в районе карантина — античной расписной и чернолаковой керамикой. Дюбуа сетовал на отсутствие в музее должного количества памят­ ников древнегреческой Феодосии и предлагал переместить в Керченский музей пантикапей- ские, таманские и анапские древности.

В 1849-1850 гг. ведется переписка по поводу передачи музея в заведование члену карантина, корреспонденту Одесского общества истории и древностей (ООИД) – Евгению Францевичу де Вильнёву, надолго соединившему свою судьбу с музеем, занимавшемуся археологическими раскопками, зорко охранявшему средневековые памятники города. И ​ранее де Вильнев активно интересовался древностями Крыма и составлял информациооные справки для общества.  Интерес и забота ООИД о памятниках крымской старины стала основанием того, что музей был взят им под свою опеку. Одесское Общество намеревалось ежегодно выделять музею по 100 руб. для приращения коллекции. Местные власти, в свою очередь, назначили из татарского сбора такую же сумму на содержание сторожа и приобретение вещей. Была составлена смета в 204 руб. на ремонт здания музея. Де Вильнёву поручили подготовить опись музейных вещей, что он и сделал уже в 1850 г

Довольно быстрыми темпами начала пополняться коллекция новыми экспонатами. Уже через восемь лет понадобилась новая опись. В ней зарегистрировано более полутора сотен предметов из камня и глины, несколько десятков – из металла, 331 монета. В опись были включены вещи, добытые де Вильнёвом при раскопках феодосийских курганов в 1852 г. и в последующее время. В 1860 г. велись переговоры об объединенных археологических изысканиях в Феодосии Археологической Комиссии и ООИД

В 1863 году вновь из-занедостаточности финансирования был поднят вопрос о закрытии музея и переводе его фондов в Керченский музей. Однако члены Одесского общества и на сей раз не допустили гибели заведения. В Крым с инспекцией был направлен Н.Н. Мурзакевич, убедительно доказавший необходимость музей сохранить. Он был уверен в том, что существует большая польза от местных музеев, так как:  "…тем скорее и легче разовьются в народе научные знания и изящный вкус". Хлопоты увенчались успехом и в следующем году местные власти приняли решение о сохранении музея. В 1865 г. музей получает в дар от Одесского Общества более двухсот монет и три десятка книг. И все-таки он испытывает трудности: медленно идет ремонт, не хватает денежных средств. После де Вильнёва часто менялись заведующие: с 1864 по 1869 гг. эту должность занимали Д.Писаревский, Н.Чекалёв и И.Бескровный; правда, довольно длительное время – с 1869 по 1878 гг. – музеем заведовал Степан Иванович Веребрюсов

1024px-Музей_древностей_Айвазовского_на_горе_Митридат_(Феодосия).jpgВ 1866 году музей вновь посещает Н.Н. Мурзакевич и занимается здесь систематизацией фондов: все имеющиеся материалы были распределены по разделам на эллинский, византийский, генуэзский, армянский, восточный, еврейский. В эти же годы таврические власти подняли вопрос о том, чтобы коллекцию музея перенести в другое здание, расположенное далеко от центра. Члены Одесского общества вновь выступили против, но их заступничества оказалось недостатоно. По счастливому случаю свою помощь учреждению оказал И.К. Айвазовский, который в это время выделил средства на сооружение памятника-часовни герою кавказский войн генералу П. Котляревскому. Здание было выстроено в античном стиле. И меценат предложил часть здания занять музейной коллекцией. В июле 1871 года фонды были перевезены, а вскоре музей занял все здание, так как перезахоронение генерала Котляревского так и не состоялось. 

Пополнение коллекции осуществлялось теперь не только за счет дарений и покупок, но, в первую очередь, благодаря находкам, сделанным в ходе раскопок в Феодосии и ее округе. Новый этап археологического изучения города относится к концу XIX в. В 1891 – 1895 гг. в Феодосии строился порт, наблюдение за работами было поручено военному инженеру и известному археологу Александру Львовичу Бертье-Делагарду. Для строительства землю добывали с карантинного холма, значительная часть которого в результате оказала снесенной. Во время этих работ обнаружилось большое количество памятников старины (от VI в. до н.э. до XV в. н.э.). Бертье-Делагард, как мог, спасал остатки прошлого величия города, покупал у рабочих найденные ими вещи. Благодаря этому удалось собрать коллекцию древностей, включившую множество фрагментов столовой посуды, терракот, архитектурные детали из камня и глины, сотни монет различных центров производства. 

Стараниями ООИД начали регулярно выходить указатели Феодосийского музея древностей, благодаря Одесскому Обществу музей стал не только хранителем древностей, но и научно-просветительским учреждением, открытым для посетителей, а также исследовательским центром, во главе которого стояли ученые. После Веребрюсова его возглавили учителя местной гимназии Отто Фердинандович Ретовский и Людвик Петрович Колли, которые превратили любительские занятия историей в свою профессию. Оба поддерживали тесные связи с Одесским Обществом.

В годы советский власти и после ее крушения музей продолжал и до сих пор продолжает испытывать трудности. Переезжал из одного помещения в другое, неоднократно терял свои экспонаты, в том числе лучшие, всегда остро нуждался в денежных средствах, профессионально подготовленных кадрахВ середине 1920-х гг. археологический музей разместился в бывшем доме И. К. Айвазовского, где находился до 1988 г. Позже Феодосийскому краеведческому музею было выделено другое здание бывшего роддома (до революции гостиница «Генуэзская», здание известно как «Дом Лагорио»), памятник архитектуры конца XIX — начала XX в.

В фондах Феодосийского краеведческого музея числится более 70 000 экспонатов. В восьми залах музея хранятся не только памятники археологии, но и множество этнографических и документальных материалов, коллекции старинных видовых открыток, минералов, окаменелостей, гербарий. Уникальные диорамы зала природы дают представление о природных ландшафтах Юго-Восточного Крыма. Часть богатой коллекции древних каменных плит размещена под открытым небом в оригинальном лапидарном дворике музея, выложенном средневековой плитовой мостовой и брусчаткой XIX — первой половины XX века.

Ссылка на официальный сайт музея: http://oldmuseum.ru/

Список литературы: 
1. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России XVIII середина XIX в. - Санкт-Петербург: Наука, 2002. — 676 с.

2.  Петрова Э.Б. Феодосийский музей и Одесское общество истории и древностей: два юбилея // Культура народов Причерноморья. - 2000. - № 15. - С. 164-169.

3. Петрова Э.Б. Феодосийский музей: античные памятники и их собиратели //  Античные коллекции из раскопок Северного Причерноморья Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции / Гл. ред. Ю. Б. Симченко; В. А. Тишков. - Москва, 1994. - С. 20-34.

4. Тункина И.В. Создание Феодосийского музея древностей // Древнее Причерноморье IV-е чтения памяти профессора Петра Осиповича Карышковского. / Гл. ред. В.Н. Станко. - 1998. - С. 38-43.

5.Сотрудники Феодосийского музея древностей - деятели науки и культуры: биобиблиографический словарь / Отв. ред. Е.И. Жарков. -  Киев: Болеро, 2011. - 191 с.