Нашивные бляшки и пронизи

Нашивные бляшки

Материал: золото

Разнообразные по форме бляшки и пронизи изготавливались из тончайшей золотой фольги. По краям бляшек делались отверстия, с помощью которых они нашивались на одежду.  Традиция расшивать костюм золотыми украшениями была распространена в сарматской среде - особенно часто такие изделия встречаются в богатых погребениях сарматских женщин в степной зоне в низовьях Дона. Расшивать одежду блашками могли позволить себе и представители варварвской знати, которых хоронили в могильниках предгорного Крыма. К сожалению, из-за ограбленности многих погребений археологам достаются лишь отдельные экземпляры бляшек. Зафиксировать полный комплект нашивных украшений на непотревоженных костяках в первоначальном виде удается крайне редко (см., например, набор нашивных бляшек)

1. Бляшки круглой формы со штампованным орнаментом в виде шестилепестковой розетки. Диаметр – 1,3 см. Могильник Нейзац, могила №374. Дата: II в.н.э. Музейный шифр: ЦМТ КП-57187-57199. Публикация: Khrapunov I., Stoyanova А.Gold jewellery from the necropolis of Neyzats //„To make a fairy’s whistle from a briar rose”. Studies presented to Eszter Istvánovits on her sixtieth birthday. Nyíregyháza: Jósa András Múzeum, 2018. 

2. Бляшки крестовидной формы со штампованным орнаментом. Размер – 1,5х1,5 см. Могильник Опушки, могила №362. Дата: I-II в.н.э. Музейный шифр: ЦМТ КП-64171/650-676.

3. Пронизи в виде рифленой трубочки. Длина – 1,5 см. Могильник Опушки, могила №123. Дата: I в.н.э. Музейный шифр: ЦМТ КП-61115-61122.

4. Пронизи в виде рифленой трубочки. Длина – 0,9 см. Могильник Опушки, могила №362. Дата: I-II вв.н.э. Музейный шифр: ЦМТ КП-64171/547-615.

5. Круглые бляшки со штампованным орнаментом. Диаметр – 0,8 см. Могильник Опушки, могила №179. Дата: I-II вв.н.э. Музейный шифр: ЦМТ КП-62088, 62089, 62093-62116. Публикация: Стоянова А. А. Погребение с провинциально-римским зеркалом и двумя курильницами из могильника Опушки в Крыму // Крым в сарматскую эпоху (II в. до н.э. – IV в. н.э.). Вып. IV. Симферополь, 2018.