Наиболее полное представление о колоритной истории древнего города Керчь можно получить. посетив Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник — один из старейших музеев на территории России и Крыма. Со времен открытия сотрудники музея производили обследование, описание и раскопки древних городищ и некрополей. Государственное Бюджетное Учреждение «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», правопреемник Керченского музея древностей, и хранит в сових фондах более 242 тысяч музейных предметов. К числу основных относятся свыше тридцати археологических и исторических коллекций. Наиболее ценная часть фондов – археологические коллекции, которые насчитывают свыше 100 тысяч предметов.
История Музея древностей началась с утверждения Александром I доклада М. С. Воронцова о необходимости открытия в Одессе и Керчи музеев. Музей в Керчи должен был хранить памятники, найденные в окрестностях Керчи, по берегам Боспорского пролива, на Таманском полуострове и в Крыму. Генерал-губернатор Новороссийского края направил предписания феодосийскому, керчь-еникальскому, таганрогскому градоначальникам, таврическому губернатору, атаманам Войска Донского и Черноморского казачьего войска об охране памятников и присылке в Керченский музей всех находимых древностей. Из Таганрога привезли античные статуи, обнаруженные И. А. Стемпковским В письме к первому директору музея И. П. Бларамбергу от 31 марта 1826 г. М. С. Воронцов предписал отправиться в Керчь для открытия музея и «для занятия систематического разрытия одного или двух курганов в окрестностях Керчи». 2 июня 1826 г. музей был официально открыт.
«Дом нанял я для помещения музея по необходимости, — сообщал И. П. Бларамберг, — и до дальнейшего повеления Вашего Сиятельства, на два месяца у г. Павла Дюбркжса, за 400 рублей в год, с тем уговором, чтобы все нужные поправки и раскрашения зала, сделаны были на щет его. Первые фонды формировались на базе личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии. Будучи сыном бретонского офицера и следуя семейным традициям, П. Дюбрюкс поступил на службу в егерьский корпус французского короля. И так бы, возможно, и прослужил всю жизнь, если бы не революция. После участия в боевых действиях в контрреволюционной армии, будущий археолог вынужден был уехать в Польшу. На новом месте жизнь не заладилась. Нужда и неимение подходящей работы вынуждают Дюбрюкса искать новое пристанище. Он отправляется в Петербург, а затем в 1811 году в Керчь. В Крыму он находит второй дом, получая неплохую должность – начальника Керченской таможни. В 1812 году судьба преподносит ему еще одно испытание – во время чумы Дюбрюкс находится в самой горячей точке – крепости Еникале, будучи комиссаром по медицинской части. Но ему удается выжить, само провидение ведет его к главному открытию в жизни - обнаружению кургана Куль-Оба.
Директор музея И. П. Бларамберг сразу же включился в активную деятельность по организации фондов музея. У частных лиц были «собраны» мраморные статуи надгробия и «другие камни с барельефами и надписями», большое количество амфор. Вещи из первых раскопок директора также поступили в музей. Но Бларамберг очень беспокоился за сохранность вещей:
... как воровство здесь дошло до такой степени, что полицмейстер уверял меня, будто в ночное время вломились к нему в дом и успели его самого обокрасть, то полагаю хранение сих вещей не безопасным, ежели не благоугодно будет сделать Вашему Сиятельству распоря жение о учреждении военного поста пред домом музея..; до получения на сей предмет разрешения, я означенные вещи отдал для хранения в керченскую карантинную контору».
Воронцов немедленно приказал исполняющему должность градоначальника поставить караул перед до мом Дюбрюкса — «ежели за недостатком войск военного корпуса иметь нельзя, то предпишите полиции хранить те вещи под собственную ее ответственность» Так как Бларамберг постоянно жил в Одессе и лишь наездами посещал Керчь для про ведения археологических раскопок и проверок состояния хранилища, ключи от дверей музея, он оставлял у досмотрщика Керченской таможни, канцеляриста В. П. Дзюбинского.
Среди первых дарителей вещей документы сохранили имена жены генерал-майора Насакиной (надпись Фаномаха на мраморе, КБН 113), керченского жителя Триполитова и П. Дюбрюкса. В благодарственных письмах М. С. Воронцова выражается пожелание, чтобы «прочие жители Керчи подражали вам, стараясь о пользе и выгоде города, в котором вы живете. Всякий подобный поступок будет принят с признательностью и доведен до сведения высшего прави тельства». В марте 1828 г. И. А. Стемпковский был назначен керчь-еникальским градоначальником и фактически возглавил деятельность керченского археологического кружка, стал всемерно содействовать археологическим разведкам и раскопкам П. А. Дюбрюкса, И. П. Бларамберга и Р. А. Скасси, контролировал открытие склепа Куль-Обы. Открытие богатейших погребений в кургане Куль-Оба приковало внимание правительства к памятникам Восточного Крыма. Из многочисленного погребального инвентаря Куль-Обы император разрешил оставить в Керчи лишь два больших медных котла, две поврежденные чаши, обломки железного оружия и деревянных предметов.
После смерти И. Баламберга в 1831 году начались поиски нового директора музея. Только в 1833 году по распоряжению М. С. Воронцова директором музея с окладом 1500 р. серебром в год был утвержден А. Б. Ашик. В том же году музей переехал в построенный для гауптвахты дом, охраняемый караульным. Первая мебель — шкаф и стол — сделана была из древних «гробовых досточек можжевело-кипарисового дерева», найденных при раскопках в керченских склепах,что красноречиво характеризует свойственное даже образованным кругам общества утилитарно-потребительское отношение к древностям. Масштабные полевые работы А. Б. Ашика требовали увеличения ассигнований на рас копки, а также обязательного включения в штат музея художника для зарисовки древностей и изготовления слепков. Именно А.Б. Ашиком был составлен первый труд по истории Боспора.
В 1835 году началось возведение нового здания для музея на горе Митридат. Ф. Дюбуа де Монпере писал:
Это точная копия храма Тезея в Афинах; можно судить о том, какое впечатление он производит со всех сторон Босфора, особенно, когда эта величественная громада, освещенная снизу фронтона доверху, отражается в волнах...
Однако обширное здание, построенное по проекту одесского городского архитектора (с 1818 г.) Егора Ивановича Торичелли, было непрактично — через верхний люк, устроенный для лучшего освещения интерьера, проникал дождь, из-за открытой местности крышу часто сры вал ветер. Здание не отапливалось, зимой промерзало и требовало постоянного ремонта; для его охраны рядом специально построили караульное помещение. Лишь 24 июня 1841 г. пе ревод памятников в новое здание музея был завершен. Керченский музей древностей к концу 30~х гг. XIX в. стал богатейшим собранием античных памятников Северного Причерноморья. Созданный бескорыстными усилиями увлеченных древностью антиквариев, которых поддерживали вельможные меценаты (А. Э. Ришелье, А. Ф. Ланжерон, Н. П. Румянцев, М. С. Воронцов), музей уже в первое десятилетие своего существования стал одним из первых исследовательских центров классической археологии на юге России.
Бессистемные раскопки, направленные, в основном, на поиски золота, заканчиваются в 1853 году с приходом на пост директора музея А.Е. Люценко. Отныне Керченский музей древностей подчиняется Императорской Археологической комиссии. В этот период начато применение научного подхода к раскопкам курганов и могильников. Но сразу же серьезный удар получил музей в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Часть коллекции удалось эвакуировать в города Орехов и Екатеринослав, а все, что осталось в Керчи, разграбили оккупанты. Множество ценных предметов было увезено в Англию. Основная же часть керченских экспонатов ныне хранится в Британском музее.
После войны музей переехал в новое помещение. Здание на Митридате с 1861 по 1883 год занимала церковь Александра Невского. В 1877 году в стенах храма появились трещины, через время из-за аварийного состояния его закрывают. В начале XX века в здание вновь вернули музею. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея, там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная талантливым живописцем Д.В. Шибневым.
Период с 1891 по 1918 года был наиболее плодотворным в жизни музея. В это время директор К.Е. Думберг проводит систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, выпускает множество научных публикаций и организовывает экскурсионное обслуживание туристов. Первая Мировая и Гражданская войны прерывают научную деятельность музея. Тем не менее, жизнь его продолжается. Новый руководитель К.Э. Гриневич налаживает выпуск путеводителей, повествующих о памятниках в Керчи. Музей развивает культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 года в его стенах открываются археологические курсы.
В период установления Советской власти в Крыму художник принимал активное участие в формировании собрания произведений искусства в музее. В немалой степени благодаря его стараниям в 1922 году при археологическом музее впервые была создана картинная галерея. Правда, в основном, эти пополнения происходили за счет поступлений в ходе изъятия ценностей из частных владений. К сожалению, несмотря на все усилия Шибнева, художественный отдел музея не получил должного развития, а в 1925 году был и вовсе упразднен. По мнению новоиспеченных чиновников из КРЫМ ОХРИСа: «... художественные собрания, разбросанные по разным музеям Крыма, иногда по своему малому числу представляют слишком слабый интерес для обозрения и продуктивности в научном или художественном отношении…». Таким образом, керченское собрание художественных ценностей было бесцеремонно вывезено в неизвестном направлении и до сих пор его судьба неизвестна.
В 1926 году в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР, приуроченная к столетию Керченского музея. С началом Великой Отечественной войны музейные коллекции, архив и наиболее ценная часть библиотеки были доставлены в город Армавир, где все это имущество погибло полностью. Многие музейные предметы были увезены из Керчи в 1943 году в Симферопольский музей, затем в Германию, откуда были возвращены только частично. Все музейные архивы погибли. В 1987 году на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник.
В составе заповедника входит: Историко-археологический музей; Гончарная мастерская; Картинная галерея; Золотая кладовая; Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен; Музей истории\ Эльтигенского десанта; Царский курган и Мелек-Чесменский курган - памятники погребальной архитектуры IV в. до н.э.; Крепость Керчь - памятник фортификационного строительства XIX в.; Лапидарий – Музей каменных древностей; античные городища: Пантикапей, Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Парфений, Порфмий; склеп Деметры и склеп 1891 года, с уникальной росписью, не имеющей аналогов, а также античная загородная усадьба.
Среди наиболее ценных коллекций в музее экспонируются: лапидарная коллекция - одна из крупнейших лапидарных коллекций в мире, представленная боспорскими надгробиями, античной скульптурой, памятниками эпиграфики и строительными деталями эпохи античности и средневековья; коллекция античной керамики; уникальный клад малоазийских электровых монет; золотые и серебряные монеты Митридата VI Евпатора, Александра Македонского и царей Боспора; коллекция ювелирных украшений Золотой кладовой. Также не малый интерес представляют такие экспозиции как: выставка «По следам боспорских царей», интерактивная выставка оружия и выставка «Реквием Крымскому фронту» в Аджимушкайском мемориале и многое другое.
Сайт музея: http://kerchmuseum.ru/ru/o-zapovednike.html
Источники:
1. Тункина И.В. Первые годы деятельности Керченского музея древностей // Археология и история Боспора: сборник научных статей. - Керчь, 1999. - С. 39-60.
2. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России XVIII середина XIX в. - Санкт-Петербург: Наука, 2002. — 676 с.
3. Непомнящий А.А. Директор Керченского музея древностей Карл Думберг: по новым архивным документам // XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья; Исследователи и исследования Международная археологическая конференция. - 2016. - С. 331-338.