Восточно-крымский историко-культурный музей-заповедник

image-1517926251018.jpg

Наиболее полное представление о колоритной истории древнего города Керсь можно получить. посетив Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник — один из старейших музеев на территории России и Крыма. Со времен открытия сотрудники музея производили обследование, описание и раскопки древних городищ и некрополей. Государственное Бюджетное Учреждение «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», правопреемник Керченского музея древностей, и хранит в сових фондах более 242 тысяч музейных предметов. К числу основных относятся свыше тридцати археологических и исторических коллекций. Наиболее ценная часть фондов – археологические коллекции, которые насчитывают свыше 100 тысяч предметов.

История Музея древностей началась с утверждения Александром I доклада М. С. Воронцова о необходимости открытия в Одессе и Керчи музеев. Музей в Керчи должен был хранить памятники, найденные в окрестностях Керчи, по берегам Боспорского пролива, на Таманском полуострове и в Крыму.  Генерал-губернатор Новороссийского края направил предписания феодосийскому, керчь-еникальскому, таганрогскому градоначальникам, таврическому губернатору, атаманам Войска Донского и Черноморского казачьего войска об охране памятников и присылке в Керченский музей всех находимых древностей. Из Таганрога привезли античные статуи, обнаруженные И. А. Стемпковским  В письме к первому директору музея И. П. Бларамбергу от 31 марта 1826 г. М. С. Воронцов предписал отправиться в Керчь для открытия музея и «для занятия систематического разрытия одного или двух курганов в окрестностях Керчи». 2 июня 1826 г. музей был официально открыт.

дюбрюкс.jpg«Дом нанял я для помещения музея по необходимости, — сообщал И. П. Бларамберг, — и до дальнейшего повеления Вашего Сиятельства, на два месяца у г. Павла Дюбркжса, за 400 рублей в год, с тем уговором, чтобы все нужные поправки и раскрашения зала, сделаны были на щет его. Первые фонды формировались на базе личной коллекции Поля Дюбрюкса (1774—1835) — родоначальника керченской археологии. Будучи сыном бретонского офицера и следуя семейным традициям, П. Дюбрюкс поступил на службу в егерьский корпус французского короля. И так бы, возможно, и прослужил всю жизнь, если бы не революция. После участия в боевых действиях в контрреволюционной армии, будущий археолог вынужден был уехать в Польшу. На новом месте жизнь не заладилась. Нужда и неимение подходящей работы вынуждают Дюбрюкса искать новое пристанище. Он отправляется в Петербург, а затем в 1811 году в Керчь. В Крыму он находит второй дом, получая неплохую должность – начальника Керченской таможни. В 1812 году судьба преподносит ему еще одно испытание – во время чумы Дюбрюкс находится в самой горячей точке – крепости Еникале, будучи комиссаром по медицинской части. Но ему удается выжить, само провидение ведет его к главному открытию в жизни - обнаружению кургана Куль-Оба.

эскулап.pngДиректор музея И. П. Бларамберг сразу же включился в активную деятельность по организации фондов музея. У частных лиц были «собраны» мраморные статуи надгробия и «другие камни с барельефами и надписями», большое количество амфор. Вещи из первых раскопок директора также поступили в музей. Но Бларамберг очень беспокоился за сохранность вещей:

... как воровство здесь дошло до такой степени, что полицмейстер уверял меня, будто в ночное время вломились к нему в дом и успели его самого обокрасть, то полагаю хранение сих вещей не безопасным, ежели не благоугодно будет сделать Вашему Сиятельству распоря­ жение о учреждении военного поста пред домом музея..; до получения на сей предмет разре­шения, я означенные вещи отдал для хранения в керченскую карантинную контору».

Воронцов немедленно приказал исполняющему должность градоначальника поставить караул перед до­ мом Дюбрюкса — «ежели за недостатком войск военного корпуса иметь нельзя, то предпи­шите полиции хранить те вещи под собственную ее ответственность» Так как Бларамберг постоянно жил в Одессе и лишь наездами посещал Керчь для про­ ведения археологических раскопок и проверок состояния хранилища, ключи от дверей музея, он оставлял у досмотрщика Керченской таможни, канцеляриста В. П. Дзюбинского.

Среди первых дарителей вещей документы сохранили имена жены генерал-майора Насакиной (надпись Фаномаха на мраморе, КБН 113), керченского жителя Триполитова и П. Дюб­рюкса. В благодарственных письмах М. С. Воронцова выражается пожелание, чтобы «прочие жители Керчи подражали вам, стараясь о пользе и выгоде города, в котором вы живете. Всякий подобный поступок будет принят с признательностью и доведен до сведения высшего прави­ тельства». В марте 1828 г. И. А. Стемпковский был назначен керчь-еникальским градоначальником и фактически возглавил деятельность керченского археологического кружка, стал всемерно содействовать археологическим разведкам и раскопкам П. А. Дюбрюк­са, И. П. Бларамберга и Р. А. Скасси, контролировал открытие склепа Куль-Обы. Открытие богатейших погребений в кургане Куль-Оба приковало внимание правительства к памятникам Восточного Крыма. Из многочисленного погребального инвентаря Куль-Обы император разрешил оставить в Керчи лишь два больших медных котла, две поврежденные чаши, обломки железного оружия и деревянных предметов.

После смерти И. Баламберга в 1831 году начались поиски нового директора музея. Только в 1833 году  по распоряжению М. С. Воронцова директором музея с окладом 1500 р. серебром в год был утвержден А. Б. Ашик. В том же году музей переехал в построенный для гауптвахты дом, охраняемый караульным. Первая мебель — шкаф и стол — сделана была из древних «гробовых досточек можжевело-кипарисового дерева», найденных при раскопках в керченских склепах,что красноречиво характеризует свойственное даже образованным кругам общества утилитарно-потребительское отношение к древностям. Масштабные полевые работы А. Б. Ашика требовали увеличения ассигнований на рас­ копки, а также обязательного включения в штат музея художника для зарисовки древностей и изготовления слепков. Именно А.Б. Ашиком был составлен первый труд по истории Боспора.

В 1835 году началось возведение нового здания для музея на горе Митридат. Ф. Дюбуа де Монпере писал:

Это точная копия храма Тезея в Афинах; можно судить о том, какое впе­чатление он производит со всех сторон Босфора, особенно, когда эта величественная громада, освещенная снизу фронтона доверху, отражается в волнах...

 Однако обширное здание, построенное по проекту одесского городского архитектора (с 1818 г.) Егора Ивановича То­ричелли, было непрактично — через верхний люк, устроенный для лучшего освещения интерьера, проникал дождь, из-за открытой местности крышу часто сры­ вал ветер. Здание не отапливалось, зимой промерзало и требовало постоянного ремонта; для его охраны рядом специально построили караульное помещение. Лишь 24 июня 1841 г. пе­ ревод памятников в новое здание музея был завершен. Керченский музей древностей к концу 30~х гг. XIX в. стал богатейшим собранием ан­тичных памятников Северного Причерноморья. Созданный бескорыстными усилиями увле­ченных древностью антиквариев, ко­торых поддерживали вельможные меценаты (А. Э. Ришелье, А. Ф. Ланжерон, Н. П. Румянцев, М. С. Воронцов), музей уже в первое десятилетие своего существования стал одним из первых исследовательских центров классической археологии на юге России.

Бессистемные раскопки, направленные, в основном, на поиски золота, заканчиваются в 1853 году с приходом на пост директора музея А.Е. Люценко. Отныне Керченский музей древностей подчиняется Императорской Археологической комиссии. В этот период начато применение научного подхода к раскопкам курганов и могильников. Но сразу же серьезный удар получил музей в годы Крымской войны 1853-1856 годов. Часть коллекции удалось эвакуировать в города Орехов и Екатеринослав, а все, что осталось в Керчи, разграбили оккупанты. Множество ценных предметов было увезено в Англию. Основная же часть керченских экспонатов ныне хранится в Британском музее.

После войны музей переехал в новое помещение. Здание на Митридате с 1861 по 1883 год занимала церковь Александра Невского. В 1877 году в стенах храма появились трещины, через время из-за аварийного состояния его закрывают. В начале XX века в здание вновь вернули музею. В 1926 году, в 100-летний юбилей Керченского Музея, там была устроена выставка рисунков древностей, выполненная талантливым живописцем Д.В. Шибневым.

Период с 1891 по 1918 года был наиболее плодотворным в жизни музея. В это время директор К.Е. Думберг проводит систематические раскопки городища Пантикапей. Его преемник В.В. Шкорпил, известный эпиграфист и археолог, выпускает множество научных публикаций и организовывает экскурсионное обслуживание туристов. Первая Мировая и Гражданская войны прерывают научную деятельность музея. Тем не менее, жизнь его продолжается. Новый руководитель К.Э. Гриневич налаживает выпуск путеводителей, повествующих о памятниках в Керчи. Музей развивает  культурно-просветительскую деятельность. С января по июнь 1920 года в его стенах открываются археологические курсы.

В период установления Советской власти в Крыму художник принимал активное участие в формировании собрания произведений искусства в музее. В немалой степени благодаря его стараниям в 1922 году при археологическом музее впервые была создана картинная галерея. Правда, в основном, эти пополнения происходили за счет поступлений в ходе изъятия ценностей из частных владений. К сожалению, несмотря на все усилия Шибнева, художественный отдел музея не получил должного развития, а в 1925 году был и вовсе упразднен. По мнению новоиспеченных чиновников из КРЫМ ОХРИСа: «... художественные собрания, разбросанные по разным музеям Крыма, иногда по своему малому числу представляют слишком слабый интерес для обозрения и продуктивности в научном или художественном отношении…». Таким образом, керченское собрание художественных ценностей было бесцеремонно вывезено в неизвестном направлении и до сих пор его судьба неизвестна. 

 В 1926 году в Керчи была проведена первая конференция археологов СССР, приуроченная к столетию Керченского музея. С началом Великой Отечественной войны музейные коллекции, архив и наиболее ценная часть библиотеки были доставлены в город Армавир, где все это имущество погибло полностью. Многие музейные предметы были увезены из Керчи в 1943 году в Симферопольский музей, затем в Германию, откуда были возвращены только частично. Все музейные архивы погибли. В 1987 году на базе музея был создан Керченский государственный историко-культурный заповедник.

feaa1da582d6c21533896ab1094b11ab.jpgВ составе заповедника входит: Историко-археологический музей; Гончарная мастерская; Картинная галерея; Золотая кладовая; Музей истории обороны Аджимушкайских каменоломен; Музей истории\ Эльтигенского десанта; Царский курган и Мелек-Чесменский курган - памятники погребальной архитектуры IV в. до н.э.; Крепость Керчь - памятник фортификационного строительства XIX в.; Лапидарий – Музей каменных древностей; античные городища: Пантикапей, Нимфей, Тиритака, Мирмекий, Парфений, Порфмий; склеп Деметры и склеп 1891 года, с уникальной росписью, не имеющей аналогов, а также античная загородная усадьба.

Среди наиболее ценных коллекций в музее экспонируются: лапидарная коллекция - одна из крупнейших лапидарных коллекций в мире, представленная боспорскими надгробиями, античной скульптурой, памятниками эпиграфики и строительными деталями эпохи античности и средневековья; коллекция античной керамики; уникальный клад малоазийских электровых монет; золотые и серебряные монеты Митридата VI Евпатора, Александра Македонского и царей Боспора; коллекция ювелирных украшений Золотой кладовой. Также не малый интерес представляют такие экспозиции как: выставка «По следам боспорских царей», интерактивная выставка оружия и выставка «Реквием Крымскому фронту» в Аджимушкайском мемориале и многое другое.

 

Сайт музея: http://kerchmuseum.ru/ru/o-zapovednike.html

Источники: 

1. Тункина И.В. Первые годы деятельности Керченского музея древностей // Археология и история Боспора: сборник научных статей. - Керчь, 1999. - С. 39-60.

2. Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России XVIII середина XIX в. - Санкт-Петербург: Наука, 2002. — 676 с.

3. Непомнящий А.А. Директор Керченского музея древностей Карл Думберг: по новым архивным документам //  XVII Боспорские чтения. Боспор Киммерийский и варварский мир в период античности и средневековья; Исследователи и исследования Международная археологическая конференция. - 2016. - С. 331-338.