Во время раскопок на святилище Эклизи-Бурун в 2005 году было сделано уникальное для полуострова открытие - гиря для весов, выполненная в виде бюста римского императора. Высокое качество и хорошая сохранность изделия позволили авторам раскопок предложить вариант портретной идентификации представленного на гире персонажа. Удалось установить, что он обладает совокупностью признаков, близкой к набору примет лишь одного из римских императоров — Тиберия Клавдия Нерона.
Гиря была обнаружена в пределах культового комплекса раннеримского – позднесредневекового времени Эклизи-Бурун. Находка весом 1497 г. выполнена в виде бюста римского императора. Ее общая высота составляет 12,20 см, ширина — 7,63 см. Гиря является образцом особой группы античного искусства малых форм. Подвешивание её осуществлялось за монолитную со скульптурой массивную петлю, расположенную на голове изображенного (между лбом и макушкой).
Изделие биметаллическое: бронзовая фигурная оболочка, полностью или частично заполнена свинцом или оловом. Бюст сформован по выплавляемой или выжигаемой восковой модели со стержнем, изготовленной по литой гипсовой разъемной пресс-форме. Прямоугольное отверстие в основании фигурки, через которое выбивался стержень и заливался наполнитель гири, закрыто бронзовой пластинкой и зашлифовано. «Белки» глаз изображенного выполнены в технике инкрустации из олова или свинца (покрыты плотной светло-серой патиной). На месте зрачков — цилиндрические углубления (возможно, также были инкрустированы).
Детали скульптуры подработаны шлифовкой, гравировкой и чеканкой. На её поверхности местами видны небольшие усадочные трещины, газовые раковины и усадочные поры (образовались при остывании бронзовой отливки), а также «старые» царапины и забитости, особенно многочисленные на основании бюста. Снаружи изделие равномерно патинировано (заметно лишь несколько небольших свежих царапин). Судя по качеству модели, отливки и её холодной обработки предмет, видимо, относится к категории лучших образцов. О том же свидетельствует инкрустация глаз бюста, что отмечено лишь на 10% подобных вещей.
Изображенный — сравнительно молодой, безусый, безбородый человек европеоидной расы. Плечи узкие, покатые, правое выше левого. Шея средней длины и ширины, гладкая, жилистая, кадык выражен слабо. Голова относительно большая, круглая. Затылок плоский, вертикальный. Лицо широкое, подпрямоугольное, полное. Кожа гладкая. Лоб широкий, низкий, прямой. Скулы практически незаметны. Щеки слегка выпуклые. Нос средней величины, с прямой спинкой средней длины, горизонтальным основанием и острым кончиком, немного смещенным вправо. Брови длинные, узкие, высокие, дугообразные, раздвинутые. Глаза широко расставлены, большие, овальные, горизонтальные, немного смещены к векам.
Изображенный облачен в чешуйчатый панцирь, по вороту украшенный широким, полуовальным в сечении рельефным выступом, декорированным косыми насечками (справа и слева разнонаправлены), а в области груди — крупной 8-ми лепестковой розеткой. Показаны скрепляющие части панциря наплечники с прямоугольно вырезанными внешними углами передних окончаний, по краям орнаментированные тонкими полосами, украшенными близко расположенными друг к другу оттисками трубчатого штампа с квадратным внешним и круглым внутренним контурами, а по центру — продольно ориентированным рядом округлых углублений. На голове — дубовый венок с 8-ми лепестковой розеткой в центре.
В целом сохранность гири позволяет предполагать, что её использовали либо недолго, либо с низкой интенсивностью. Иконографически рассматриваемое изделие относится к категории бюстов «юношей в панцире», которые составляют около 15 % всех известных гирь в виде бюстов эллинистического и императорского времени. Судя по географии находок, их производили в Италии. Время их производства ограничивается второй половиной I в. до н. э. – I в. н. э. Наиболее близкий к рассматриваемому артефакт хранится в Гарвардском художественном музее (Массачусетс, США).
Однозначно установить конкретную личность персонажа, представленного на гире, принимая во внимание возможный символизм изображения, сложно. Однако, учитывая относительно высокое качество и сохранность изделия, возможны некоторые предположения. Исходя из общих характеристик его внешности (относительно молодой человек без усов и бороды), следует считать наиболее вероятным, что это один из «цезарей» последней четверти I в. до н. э. – середины I в. н. э. Сравнение публикуемого бюста с портретами императоров династии Юлиев-Клавдиев позволяет констатировать, что он обладает совокупностью признаков, близкой к набору примет лишь одного из них — Тиберия Клавдия Нерона.
Неравноплечие («быстрые») весы, в конструкции которых использовались гири, подобные крымской, применялись для взвешивания сравнительно крупных объектов. Они были известны уже в Египте ок. 1400 до н. э., у этрусков доримского времени и в Китае ок. 400 г. до н. э. Однако впервые устройство, впоследствии широко известное как «римский безмен», относительно точно описал Марк Витрувий в трактате «De architectura», созданном в 22–14 гг. до н. э.
В общем виде оно представляет собой массивную балку с делящими её на два неравных плеча одним-тремя пунктами для подвешивания. К концу короткого плеча за проушину подвешивались (в том числе на цепях) чашка и/или крючья, на которые укладывался или надевался взвешиваемый объект. На длинном располагалась закрепленная на скользящей «серьге» подвесная передвижная «неизменная» гиря. На это же плечо наносили 1–3 равномерные шкалы, каждая из которых использовалась для одной из комбинаций величин плеч, возникавших при подвешивании весов за один из пунктов.
На основании обобщения всех имеющихся данных об артефакте ученые предполагают, что весы, частью которых являлась рассматриваемая гиря, оказались в Таврике в ходе Римско-боспорской войны 45–49 гг., были захвачены «таврами» или «скифо-таврами» у римских военнослужащих и затем пожертвованы в святилище. Возможно, они находились на одном из кораблей, перевозивших римлян в 49 г. вдоль побережья со стороны Боспора на запад, выброшенных штормом на «берег тавров» и разграбленных местными варварами. Одно из вероятных мест этого события, мыс Плака, вблизи которого локализуется древний Лампад, находится в 17,5 км к ЮЮВ по прямой от святилища Эклизи-Бурун.