Южно-Донузлавское городище в Северо-Западном Крыму
Южно-Донузлавское городище располагается на прибрежной пересыпи между озерами Ойбурским и Донузлав в поселке Поповка в Северо-Западном Крыму.
В последней четверти XVIII века здесь находилась турецкая крепость, которая после окончания русско-турецкой войны 1768-1774 гг. была перестроена в фельдшанец русскими войсками. Эти работы, видимо, «скрыли» более ранее укрепление и открыто оно было только в ХХ веке. Несмотря на это, существование какого-то древнего поселения здесь предположил еще в конце XIX века известный русский археолог и нумизмат П.О. Бурачков.
Одним из направлений его деятельности было составление топографического описания черноморского побережья от Евпатории до устья реки Каланчак (совр. Херсонская обл.). В нем он и допустил существование в окрестностях селения Ойбур (совр. с. Крыловка в 2 км от пос. Поповка) некоего античного поселения, под которым можно подразумевать именно Южно-Донузлавское городище.
«Повторно» памятник был открыт в 1933 г. П. Н. Шульцем. Тогда же он составил его описание и подробный топографический план. Повторное обследование территории памятника П. Н. Шульц осуществил в 1948 г. По его наблюдениям площадь городища могла составлять около 1 га, а мощность культурных напластований достигать 2,5 м. Предложена им была и предварительная датировка памятника – первые века до н. э. – I–II вв. н. э.
В 1960 г. по рекомендации П.Н. Шульца в Северо-Западный Крым приехала молодой кандидат наук Ольга Давидовна Дашевская. Она возглавила специально созданную при Институте археологии СССР Донузлавскую археологическую экспедицию, которая занималась разведками и раскопками прибрежных памятников к северо-западу от Евпатории.
О.Д. Дашевская на Южно-Донузлавском городище провела десять полевых сезонов – с 1960 по 1969 гг. За это время была исследовано около 2000 м² площади памятника. Находится он на прибрежной террасе, высотой 2–5 м, трапециевидной в плане формы, обращенной основанием в сторону моря, вытянутую с юга-юго-запада на северо-северо-восток. В настоящее время, к сожалению, памятник частично застроен, частично представляет собой свалку мусора.
К одним из наиболее ранних объектов на территории памятника относится укрепленная усадьба (ее размеры 16х24 м) последней четверти IV в. до н.э. Ее основу составлял двор, вокруг которого располагалось 10 жилых и хозяйственных помещений. Наружные стены были усилены специальными панцирями и угловой башней. На полу одного из помещений был обнаружен скелет погибшего во время захвата городища скифами воина, о чем свидетельствует железный трехгранный втульчатый наконечник стрелы.
В 70–60-е гг. III в. до н. э. это небольшое поселение подверглось разрушению, но через несколько десятилетий «возродилось» вновь. Однако, уже в первой четверти – первой половине II в. до н. э. поселение занимают скифы. Затем, судя по археологическим данным, на непродолжительное время во время Диофантовых войн (114-111 гг. до н.э.) городище было захвачено войсками понтийского царя Митридата VI Евпатора, но и они были вынуждены вновь уступить побережье скифам. Последние в начале I в. до н.э. обносят своё поселение оборонительным рвом (ширина 7 м) и валом, внутренняя сторона, которого достигала глубины до 3 м и была облицована 18 рядами крупного камня на глине. Поверх вала возвышалась каменная стена высотой 1,5 м и шириной 7 м. Около середины I в. н.э. на поселении отмечаются серьезные разрушения, после которых, но не позднее начала II в. н.э., оно было оставлено.
За время проведения раскопок на территории памятнкиа было найдено большое количество античной и скифской керамики, среди которых выделяется одна интересная находка. В 1966 году в одной из хозяйственных ям I в. н.э. была найдена разбитая амфора с нанесенным на ее поверхность граффити с именем моряка торгового судна Конона.
К сожалению, пока еще не обнаружен некрополь, относящийся к Южно-Донузлавскому городищу. П.Н. Шульц предполагал, что им может быть небольшая курганная группа у селения Ойбурчик (совр. с. Крыловка). В этом контексте, интересна находка сделанная в 1966 году в северо-западной части поселения, за пределами линии скифской обороны. Здесь было случайно выкопано известняковое надгробие (высота - 1,13 м) со схематичным изображением двух женских фигур в длинных одеяниях с треугольными «шлейфами». Пока это одно из немногих свидетельств сущестование некрополя в районе Южно-Донузлавского городища.