Средневековый монастырь на горе Перчем

Без имени-1_12.jpg

Без имени-3_12.jpg

Монастырь находится в 1,5 км к северо-западу от западных окраин современного Судака на южном склоне горы Перчем на вершине спускающегося к городу отрога, между двумя глубокими балками. Первые археологические обследования его были произведены в 1936 г. Тогда Крымской палеоантропологической экспедицией Института антропологии Московского государственного университета был организован специальный разведочный отряд для поисков памятников каменного века в восточной части горного Крыма. Общее руководство проектом осуществлял О.Н. Бадер, а непосредственно за работы в Крыму отвечала научный сотрудник Музея народоведения и Музея антропологии при МГУ А.В. Збруева. 

Без имени-56.jpg

Она, вместе с группой ученых, в которую также входил сотрудник Феодосийского музея П.Н. Заболоцкий, провела масштабные археологические разведки в окрестностях Феодосии и Судака. Группу интересовали не только первобытные памятники. Осмотру подверглось большое количество разновременных объектов (более 80).

Без имени-5нрернке.jpg

После посещения южных склонов горы Перчем в полевом дневнике появилась следующая запись:

«В окрестностях Судака, в средней части склона горы Перчем-кая, близ «Немецкой колонии», на вершине небольшого всхолмления были осмотрены остатки фундамента большого здания (базилики), окруженного с севера, востока и запада каменной стеной, о чем можно судить на основании груд камня, образующих более или менее правильный полукруг. Среди строительного материала имеются тесанные плиты; одна из них составляет, очевидно, часть колонны. Недалеко имеется источник питьевой воды – Суат»

Сделав краткое описание памятника, археологи покинули гору Перчем… чтобы вернуться сюда спустя 50 лет! Полноценные исследования монастыря начались только в 1988 г. и продолжались с перерывами до 1994 г. экспедицией под руководством В.Г. Тура. 

Без имени-444у.jpg

Монастырский комплекс в итоге был раскопан полностью. По форме представлял он собой симметричный многогранник. Его площадь составляет чуть более 200 кв.м, а общая длина каменной ограды по периметру около 50 м. Постройки монастыря были возведены на скалистом сланцевом выступе, который местами пришлось частично подрубать.

Без имени-444.jpg

Монастырская ограда была сложена из необработанных кусков местного сланца на глиняном растворе и достигала толщины 70 см. Она была двухпанцирной, с забутовкой мелкими камнями внутри. В пределах этой ограды внутреннее пространство монастыря было засыпано камнем, щебнем, землей, строительным мусором и выровнено по всей площади. Вход в монастырь располагался с запада. Ворота здесь имели ширину около 2 м и крепились на опорных столбах.

Сам комплекс состоял из храма, внутреннего хозяйственного дворика и небольшого жилого помещения — кельи. Храм представлял собой однонефную базилику, ориентированную с запада на восток. Его размеры – 6х4 м. Стены толщиной 70 см были  сложены из сланца и песчаника в два панциря с внутренней забутовкой на глине. Фундаментом храма служила материковая скала. Снаружи и внутри храм был оштукатурен известковым раствором и перекрыт «коробовым» (изогнутым) сводом. Внутри храма пол в западной части был устлан квадратной плинфой, в алтарной – плитами сланца на известковом растворе.

Во время раскопок в апсиде в большом количестве были обнаружены мелкие фрагменты штукатурки со следами фресковой росписи темно-синими, красными и коричневыми красками.

К северу от храма располагался небольшой хозяйственный дворик (площадь 20 кв.м), вход в который располагался между стенами жилого помещения и храма. При входе сохранились две специально установленные ступени. Северную половину хозяйственного двора занимало стойло с навесом, опиравшимся на столб. Здесь же были обнаружены пятна древесного угля и пепла – следы сгоревшей кровли.

Рядом с ним находилось жилое помещение – келья. Оно имело форму неправильного четырехугольника площадью чуть более 9 кв.м. Частично сохранилась каменная ступень у входа и фрагменты вымостки из сланцевых плит. В юго-западной части помещения во время раскопок был обнаружен очаг, сложенный из необработанных камней с толстым слоем пепла и мелкими фрагментами керамических сосудов. В северной стене кельи было устроено свободное пространство – ниша для хранения бытовых предметов.

Без имени-444уа.jpg

Перед входом в храм обнаружено три плитовых погребения, верхнее перекрытие которых одновременно являлось частью вымостки. Все три захоронения выполнены из камней сланца, ориентированы с запада на восток и выполнены по византийскому обычаю.

Без имени-5_11.jpg

Все находки, сделанные во время раскопок, по большей части это керамическая посуда, относятся к разным историческим периодам – VIII–X и XIII–XV векам. Это позволяет сделать предположение, что монастырь был основан в VIII в. в эпоху «иконоборчества», но наиболее интенсивно стал использоваться после XIII века (именно к этому времени относится большая часть находок). Поскольку на территории монастыря не было обнаружено следов разрушения и природных катаклизмов, то, видимо, процесс его упадка проходил постепенно и уже после того, как обитатели его оставили в XV веке.

Список литературы
Баранов И. А., Тур В. Г. Средневековый монастырь на г. Перчем // Археологические исследования в Крыму. 1994 года. Симферополь. 1997. С. 46–50.
Майко В.В., Джанов А.В. Археологические памятники Судакского региона Республики Крым. Симферополь, 2015.
Тур В. Г. Археологические исследования средневекового монастыря на г. Перчем-Кая // Археология Крыма. Т. 1. Симферополь. 1997. С. 117–125.