Средневековый монастырь на горе Перчем
Монастырь находится в 1,5 км к северо-западу от западных окраин современного Судака на южном склоне горы Перчем на вершине спускающегося к городу отрога, между двумя глубокими балками. Первые археологические обследования его были произведены в 1936 г. Тогда Крымской палеоантропологической экспедицией Института антропологии Московского государственного университета был организован специальный разведочный отряд для поисков памятников каменного века в восточной части горного Крыма. Общее руководство проектом осуществлял О.Н. Бадер, а непосредственно за работы в Крыму отвечала научный сотрудник Музея народоведения и Музея антропологии при МГУ А.В. Збруева.
Она, вместе с группой ученых, в которую также входил сотрудник Феодосийского музея П.Н. Заболоцкий, провела масштабные археологические разведки в окрестностях Феодосии и Судака. Группу интересовали не только первобытные памятники. Осмотру подверглось большое количество разновременных объектов (более 80).
После посещения южных склонов горы Перчем в полевом дневнике появилась следующая запись:
«В окрестностях Судака, в средней части склона горы Перчем-кая, близ «Немецкой колонии», на вершине небольшого всхолмления были осмотрены остатки фундамента большого здания (базилики), окруженного с севера, востока и запада каменной стеной, о чем можно судить на основании груд камня, образующих более или менее правильный полукруг. Среди строительного материала имеются тесанные плиты; одна из них составляет, очевидно, часть колонны. Недалеко имеется источник питьевой воды – Суат»
Сделав краткое описание памятника, археологи покинули гору Перчем… чтобы вернуться сюда спустя 50 лет! Полноценные исследования монастыря начались только в 1988 г. и продолжались с перерывами до 1994 г. экспедицией под руководством В.Г. Тура.
Монастырский комплекс в итоге был раскопан полностью. По форме представлял он собой симметричный многогранник. Его площадь составляет чуть более 200 кв.м, а общая длина каменной ограды по периметру около 50 м. Постройки монастыря были возведены на скалистом сланцевом выступе, который местами пришлось частично подрубать.
Монастырская ограда была сложена из необработанных кусков местного сланца на глиняном растворе и достигала толщины 70 см. Она была двухпанцирной, с забутовкой мелкими камнями внутри. В пределах этой ограды внутреннее пространство монастыря было засыпано камнем, щебнем, землей, строительным мусором и выровнено по всей площади. Вход в монастырь располагался с запада. Ворота здесь имели ширину около 2 м и крепились на опорных столбах.
Сам комплекс состоял из храма, внутреннего хозяйственного дворика и небольшого жилого помещения — кельи. Храм представлял собой однонефную базилику, ориентированную с запада на восток. Его размеры – 6х4 м. Стены толщиной 70 см были сложены из сланца и песчаника в два панциря с внутренней забутовкой на глине. Фундаментом храма служила материковая скала. Снаружи и внутри храм был оштукатурен известковым раствором и перекрыт «коробовым» (изогнутым) сводом. Внутри храма пол в западной части был устлан квадратной плинфой, в алтарной – плитами сланца на известковом растворе.
Во время раскопок в апсиде в большом количестве были обнаружены мелкие фрагменты штукатурки со следами фресковой росписи темно-синими, красными и коричневыми красками.
К северу от храма располагался небольшой хозяйственный дворик (площадь 20 кв.м), вход в который располагался между стенами жилого помещения и храма. При входе сохранились две специально установленные ступени. Северную половину хозяйственного двора занимало стойло с навесом, опиравшимся на столб. Здесь же были обнаружены пятна древесного угля и пепла – следы сгоревшей кровли.
Рядом с ним находилось жилое помещение – келья. Оно имело форму неправильного четырехугольника площадью чуть более 9 кв.м. Частично сохранилась каменная ступень у входа и фрагменты вымостки из сланцевых плит. В юго-западной части помещения во время раскопок был обнаружен очаг, сложенный из необработанных камней с толстым слоем пепла и мелкими фрагментами керамических сосудов. В северной стене кельи было устроено свободное пространство – ниша для хранения бытовых предметов.
Перед входом в храм обнаружено три плитовых погребения, верхнее перекрытие которых одновременно являлось частью вымостки. Все три захоронения выполнены из камней сланца, ориентированы с запада на восток и выполнены по византийскому обычаю.
Все находки, сделанные во время раскопок, по большей части это керамическая посуда, относятся к разным историческим периодам – VIII–X и XIII–XV векам. Это позволяет сделать предположение, что монастырь был основан в VIII в. в эпоху «иконоборчества», но наиболее интенсивно стал использоваться после XIII века (именно к этому времени относится большая часть находок). Поскольку на территории монастыря не было обнаружено следов разрушения и природных катаклизмов, то, видимо, процесс его упадка проходил постепенно и уже после того, как обитатели его оставили в XV веке.