Могильник Капак-Таш в предгорном Крыму
Могильник Капак-Таш находится на одноименном плато в 1,5 км к югу от села Барабаново Белогорского района и в 2 км юго-западнее Балановского водохранилища.
В переводе с тюркского "Капак-Таш" означает каменная крышка или дверь. Название это, видимо, связано с тем, что на открытом плато с еще глубокой древности были хорошо заметны остатки каменных гробниц-ящиков, перекрытых каменными плитами. Несмотря на это, известны исследователям они стали только в начале ХХ века.
Первые археологические разведки на памятнике были проведены в 1926 году Г.А. Бонч-Осмоловским, открывателем первобытной стоянки Киик-Коба в предгорном Крыму. Им было установлено, что могильник на плато Капак-Таш состоит из двух длинных рядов каменных ящиков, часть из которых расположена под курганными насыпями или имеют ограду-кромлех из камней.
Кромлех (от бретонского "каменный круг") — древнее сооружение, как правило, позднего неолита – раннего железного века, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю камней, образующих одну или несколько концентрических окружностей.
Экспедицией Г.А. Бонч-Осмоловского несколько каменных ящиков было зачищено. В них среди обломков человеческих костей были найдены фрагменты керамических сосудов, украшенных резным орнаментом. Позднее, в 1956 году могильник был осмотрен А.М. Лесковым, исследовавшим таврские памятники горного Крыма. Он отнес памятник к среднему этапу развития "таврской" культуры, т.е. VI - V вв. до н.э.
Археологические исследования могильника были продолжены в 1979-1980 г. Феодосийским отрядом экспедиции Института археологии АН УССР под руководством В.А. Колотухина. Был произведен учет всех объектов на его территории, выявлено около 70 погребальных сооружений, из которых исследовано десять, в том числе два кургана.
Каменные ящики были ограблены еще в древности и сложены из четырех каменных плит, установленных на ребро. Практически во всех случаях пятая плита-крышка была либо сдвинута, либо отсутствовала. Находки в ящиках немногочисленны и типичны для "таврских" могильников VI - V вв. до н.э. Они представлены бронзовыми нашивными бляшками, серьгами, браслетами, раковинами каури и фрагментами лепных сосудов с резным геометрическим орнаментом. Также было отмечено, что часть ящиков позднее перестроена поздними скифами в каменные склепы и перекрыта курганными насыпями, в которые в эпоху средневековья были совершены захоронения кочевников-половцев.
Один из таких курганов был исследован в 2002 г. Альминской экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины под рук. А. Е. Пуздровского. Толчком к этим работам стали факты возобновившегося разграбления могильника. Вершина кургана была изрыта грабительскими шурфами. Под ней, в центре, под каменно-земляной насыпью находился т.н. каменный склеп, состоящий из входной ямы и большой погребальной камеры.
Для входной ямы склепа сначала был вырыт котлован прямоугольной формы размером 3х2 м, впущенный в скальную породу на глубину более 1 метра. Одновременно с ним была вырублена и камера склепа. Вдоль восточной и западной стенок входной ямы были установлены большие известняковые плиты, взятые, вероятно, из разрушенных таврских ящиков. Несколько плит было уложено в проходе в виде ступеней. Установлены они были, видимо, во время ремонта или перестройки склепа около II в. до н.э., поскольку под ними были обнаружены фрагменты более ранней керамики.
Погребальная камера имела в плане трапециевидную форму. Для нее был вырублен котлован размером 6×5,5 м и глубиной около 1,5 м. Затем изнутри его стены выложены каменными плитами, что уменьшило размеры камеры до 4,5х3,5 м. Пространство между стенкой котлована и плитами, заполнили бутом. Высота стен в древности составляла не менее 1,5 м. Поверх них были уложены бревна, ставшие перекрытием погребальной камеры. Накатник из бревен сверху засыпали камнями и землей, образовав курганную насыпь. Со временем бревна истлели и "крыша" склепа провалилась внутрь. Пол погребальной камеры был подмазан глиной и частично вымощен небольшими плитками. К сожалению, погребальная камера была полностью «изрыта» грабителями и от захоронений остались лишь фрагменты человеческих костей, металлические украшения и предметы быта, вооружение, обломков гончарной и лепной керамики скифского облика.
Сооружен склеп был, видимо, во второй половине IV в. н.э. К этому времени относятся найденные в склепе бронзовые наконечники, фрагменты амфор и некоторые типы бус. Наиболее же интенсивно склеп использовался в позднескифское время - во ІІ - І вв. до н. э. Также в склепе найдены вещи II-III вв. н.э. (бронзовая фибула, краснолаковая посуда, фрагменты амфор, бусы), которые указывают на использование его и в римскую эпоху.
В настоящее время каменный склеп стоит открытый и хорошо заметно, что все стены камеры склепа имеют яркой красный цвет, словно прокалены до красна. Это следы использования огня. На восточной и западной стене сохранились обширные участки, покрытые слоем извести. Все это может свидетельствовать об использовании камеры склепа в недавнее время в качестве печи для обжига извести.
Под северной стенкой строители печи наткнулись на погребение средневекового кочевника-половца, сопровождавшееся конским захоронением. Погребальный инвентарь и кости животного ими были выброшены и смешались с отвалом. Археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся средневековые железные удила с двумя подвижными кольцами, а также бронзовый сферический бубенчик с прорезью и петелькой для подвешивания. А при зачистке кладки северной стены сделана интересная находка – половина бронзовой обкладки ритона, повторяющей форму и рельеф бараньего рога. По краю предмета имеются четыре отверстия и обломанная серебряная сцепка.