Армянский монастырь в Двуякорной бухте

01_12.jpg

Памятник находится в Юго-Восточном Крыму на северном склоне хребта Биюк-Янышар в Двуякорной бухте, между мысом Святого Ильи и полуостровом Киик-Атлама, в 1 км к северо-западу от поселка Орджоникидзе.

карта_0.jpg

Одно из самых ранних упоминаний о нем содержится в «Крымском сборнике» известного русского ученого Петра Ивановича Кеппена.

02_10.jpg

Осенью 1833 г. он посетил Феодосию и ее окрестности. Здесь путешественник осмотрел казацкий кордон береговой стражи Двуякорной бухте. Кордон был поставлен на холмистом мысу у развалин старинной армянской церкви, известной среди местных жителей как церковь «Усекновения главы Иоанна Предтечи», которая использовалась как конюшня. Тогда же П.И. Кеппен составил краткое описание храмового комплекса и сделал глазомерный план, хранящийся в настоящее время в Санкт-Петербургском филиале архива Российской академии наук.

03_10.jpg

К чертежу П.И. Кеппен сделал следующую приписку:

«Окна готические, алтарное углубление 2 арш. от B до C, от C до D стены обвалились. Стена от 17–18 арш. Место Е служит конюшнею для казацкого кордона. В F хранится кизик (топливо, навоз). G – столбы, поддерживающие своды. Толщина стены сей, весьма прочной церкви есть до 7 четвертей. 1833 г.»

Также путешественник скопировал армянскую надпись, обнаруженную с левой стороны алтаря храма. Попытки выяснить у местного армянского священника содержание надписи оказались безуспешными. Смог помочь один армянский купец, датировавший надпись по армянскому летоисчислению 1053 г. от Воскресения Христова.

Без имени-1_9.jpg

По замечанию П.И. Кеппена наблюдаемые им в Двуякорной бухте постройки являлись частью армянского монастыря (главная постройка которого – храм, имел массивные каменные стены толщиной около метра) и были выполнены на очень высоком уровне, чему способствовал легко поддающийся обработке местный камень, позволяющий выполнять самые сложные орнаментации на гладких поверхностях.

Развалины средневекового храма были известны путешественникам и исследователям крымских древностей, многие из которых посещали их лично. О них упоминает известный русский географ и путешественник Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827-1914) во втором томе «Географическо-статистический словаря Российской империи» 1865 года.

В 1927 г. Двуякорную бухту осматривал географ и геоморфолог Иван Иванович Бабков (1891-1971) совместно с местным феодосийским археологом П.Н. Заболоцким. Позднее он писал:

«…Тогда же я впервые увидел и рассмотрел надпись на древне-армянском языке, высеченную на камне сбоку алтаря, следы крестов над нею и чрезвычайно изящную капитель пилястра, поддерживающую арочку свода перед алтарем. Стены этой церкви были сильно повреждены, алтарная стена в нижней части совершенно разрушена, а на самом верху зияла громадная трещина. В 1928 г. я снова предпринял экскурсию в Двуякорную бухту для осмотра развалин церкви и снятия эстампажа с надписи, так как опасался, что сентябрьское землетрясение 1927 г. могло вызвать полный завал всей алтарной стены и разрушение надписи, которая, как известно, до сих пор ещё никем не была прочтена...».

05_5.jpg

Надпись, состоящая из семи строк и помещенная на фасадной стороне двух блоков, занимала поверхность под карнизом опоры-устоя на уровне глаз взрослого человека. Поверхность между карнизом и надписью заполнена тремя расположенными в ряд почти квадратными щитками с изображениями плохо сохранившихся крестов. Двойной ряд по пять крестовых композиций в каждом находился почти у пола на этой же стороне устоя. Датируется она в настоящее время 1405 годом и имела, видимо, «вотивное» значение. В ней заступничеством крестных знамений просится помянуть инока Саркиса и его покойных братьев Григора и Нерсэса.

Кроме остатков монастырского комплекса, И.И. Бабкова заинтересовал древний водопровод, снабжавший его водой. В расположенной рядом балке им были обнаружены следы самовольных раскопок с целью «добычи» керамических водопроводных труб и сам источник. По его совету в 1935 году здесь были организованы археологические исследования линии водоснабжения (Феодосийская археологическая экспедиция Государственной Академией истории материальной культуры под руководством В.В. Данилевского и Е.В. Веймарна).

06_4.jpg

В 1998 и 2000 гг. монастырь на небольшой площади (20х10 м) был обследован экспедицией Крымского филиала Института археологии НАН Украины под руководством Е.А. Айбабиной и С. Г. Бочарова. Был открыт средневековый храм, примыкающий к ней с запада притвор, и небольшой двор.

07_3.jpg

Храм имел небольшие размеры - 8,2х 6,4 м и представлял собой однонефное сооружение со вписанной во внешний прямоугольник единственной апсидой. Устроенный с запада единственный вход был обрамлён тесаными блоками и обработан линейным орнаментом. Стены сохранились в высоту на 3 м и в ширину – до 1 м. Прямоугольный в плане притвор (размером 11,4х9 м) с двумя центральными, прямоугольными в сечении устоями делился на три нефа, некогда перекрытых каменными сводами. Угловые части его были оформлены в виде приделов наподобие апсид. Пол был вымощен крупными плитами. Притвор, северная часть которого уничтожена современным террасированием склона, имел два входа – с запада и юга. Западный был обрамлен рамой и имел рельефный орнамент.

09_9.jpg

10_25.jpg

11_24.jpg

По описаниям, сделанным П.И. Кеппеном и И.И. Бабковым армянский храм являлся главной постройкой богатой обители, окруженной остатками гидротехнических сооружений, каменного ограждения и различных строений. Внутри монастыря имелись колодец и фонтан, подача воды в который осуществлялась при помощи водовода, состоящего из закопанных в грунт гончарных труб и двух смотровых колодцев. Армянские исследователи предлагают связать монастырь с упоминаемой в письменных источниках обителью Святого Антона, находившейся где-то вблизи Кафы (совр. Феодосия). В XV веке в монастыре действовала семинария, в которой наряду с другими предметами студенты изучали схоластику. Здесь функционировал также скрипторий, где свои рукописные книги создавали известные писцы. Настоятелем монастыря в это время был вардапет (образованный монах, обладающий правом проповедовать и наставлять паству) Саркис, возглавлявший армянскую делегацию на Ферраро-Флорентийском соборе 1438–1439 годов. Все это свидетельствует не только о былой многочисленности обитателей монастыря, но и его значении как одного из выдающихся культовых очагов ближайшей округи.

Список литературы
Бабков И. И. очерки по исторической и культурной географии Крыма. Водоснабжение армянского монастыря XV века в Двуякорной бухте у Феодосии // Известия Государственного географического общества. № 71. Вып. 9. 1939. С. 1043–1049.
Тункина И. В. Открытие Феодосии. 1771–1871. Киев. 2011.
Халпахчьян О. Х. Архитектура крымских армян. Симферополь. 2019.