Щепинский Аскольд Александрович

Аскольд Александрович Щепинский известен как ученый археолог, неутомимый исследователь  крымских древностей, создатель Музея археологии Крыма, автор увлекательных книг. Но мало кто знает, какой нелегкий путь прошел этот человек, прежде чем смог занять свое место в науке и крымском краеведении. Человек необычайной энергии, он внес неоценимый вклад в изучение древнейшей истории Крымского полуострова. В ходе своих многолетних разведок он открыл около 800 памятников прошлого, в числе которых — исключительно важные для науки. Ему принадлежит честь открытия нескольких десятков палеолитических памятников (в том числе и самых древних — домустьерских), а также загадочных наскальных рисунков, петроглифов, сохранившихся на скалах Крымского предгорья.

Аскольд Щепинский родился 16 октября 1926 года в Симферополе. Его мать имела дворянское происхождение, а отец был сыном потомственного почетного гражданина. Таким людям едва ли находилось место в советском обществе, и семья жила на грани нищеты. Среднюю школу закончить А.А. Щепинский не успел — началась Великая Отечественная война, а после освобождения Крыма в 1944 году его призвали в армию. Демобилизовавшись в 1945 году, он оказался в очень незавидном положении: человек с пятиклассным образованием, непролетарского происхождения, побывавший в оккупации… Семья голодала, жила в землянке. В 1946-47 гг. будущий исследователь работал пчеловодом, заведующим красным уголком в колхозе, сборщиком коллекций фабрики «Природа и школа». Он чувствовал себя обездоленным и находил утешение только в общении с природой. Целые дни, от зари до зари, питаясь хлебом и водой, бродил он по долинам Булганака, Бодрака, Альмы, Качи во второй гряде Крымских гор между Симферополем и Бахчисараем. Здесь Щепинский знал каждую балку, каждый скальный навес. Совершая прогулки по окрестностям, он сделал первые археологические находки, которые принес в Крымский филиал Института археологии АН Украины.

Щепинский принес свои сборы в Крымский филиал Института археологии АН Украины. Глава этого научного учреждения, выдающийся археолог и искусствовед Павел Николаевич Шульц сразу увидел в мо­лодом краеведе задатки ученого-полевика и пригласил его участвовать в работе Тавро-Скифской экспедиции. С 1947 по 1977 г. А.А, Щепинский принимал участие во всех полевых сезонах экспедиции — сперва безвозмездно, потом по договорам. Он всегда с благодарностью говорил о П.Н. Шульце как о своем учителе. Работал он в поле и с другими археологами: А.В. Добровольским, Л.H. Соловьевым, А.Д. Столяром, А.А. Формозовым, О.Г. Шапошниковой, а также с ботаниками, географами, карстоведами. В штат Крымского филиала АН СССР А.А. Щепинский был зачислен в 1954 г. В 1956 г. филиал перешел в Академию наук УССР, где Аскольд Александрович прослужил до 1991 г.

За 1950-е-1980-е годы А.А. Щепинский провел много охранных раскопок. Среди них назовем курганные группы Симферопольского водохранилища, у сел Марьино, Зольное, Дружное, в урочище Кеми-оба. В 1954 г. археологу поручили предварительное обследование зоны строительства Севере-Крымского канала, а с 1967 по 1981 г. он возглавлял масштабную Северо-Крымскую экспедицию. Ею были исследованы десятки курганов эпохи бронзы и раннего железного века, открыт первый в Крыму неолитический могильник, найдено сарматское захоронение со множеством ювелирных изделий. Работал А.А. Щепинский и на Тарханкутском п-ове, и на южном берегу Крыма, и на востоке полуострова, в районе Карадага. Участвовал он и в экспедициях на Правобережье Украины, где открыл известное Михайловское поселение; в Прикубанье, где нашел многослойную стоянку в Каменномостской пещере и энеолитическое поселение Скала; в Абхазии, в долине Кодора.

Блестящей страницей в научной биографии Щепинского стали раскопки в 1957 году кургана Кеми-оба (недалеко от села Дозорное в Белогорском районе). В результате исследования захоронений ученый выделил новую археологическую культуру бронзового века. Кемиобинцы в III тыс. до н. э. населяли территорию между горным и равнинным Крымом.  Интересные результаты принесли и исследования Красной пещеры в составе Комплексной карстовой экспедиции АН СССР (1958-1960 годы). Теперь в привходовой части пещеры турист может увидеть святилище бронзового века, реконструированное предприятием «Кизил-коба». Этот экскурсионный объект -  своеобразный памятник Аскольду Щепинскому, первооткрывателю удивительного памятника кизил-кобинской культуры, процветавшей здесь 2,5 тысячи лет назад.   

У Щепинского был непростой характер, обусловленный и происхождением, и войной, и социальным статусом. Будучи уже известным археологом, автором десятков статей, А.А. Щепинский числился то препаратором, то лаборантом. Это влекло за собой (особенно после отъезда П.Н. Шульца из Крыма) тяжелые психологические последствия. Нередко он сталкивался с неуважительным отношением к себе со стороны некоторых коллег, взявших для себя от науки много больше, чем он, а принесших ей куда меньше реальной пользы. Это его очень травмировало, он замыкался в себе, занимал отчужденную, настороженную позицию. Он не был создан для городской обстановки, но в поле преображался и проявлял лучшие черты своей натуры. Не все это понимали, и мало кто помогал ему уйти в любимое дело.  Только в 1964 г. ему представилось завершить среднее образование, а в 45 лет закончить исторический факультет Крымского педагогического института. Но спустя четыре года Щепинский успешно защитил кандидатскую диссертацию на тему «Энеолит Крыма». Им была подготовлена и докторская диссертация на тему «Кеми-обинская культура», но защитить ее не удалось.

cdbce253a3106eb6924b73e45e6fe3e27c53c60d.jpgС 1967 по 1981 г. ученый возглавлял масштабную Северо-Крымскую экспедицию, работавшую в зоне строительства Северо-Крымского канала. Им были исследованы десятки курганов эпохи бронзы и раннего железного века. Сенсацию принес 1974 год, когда в результате раскопок Ногайчинского кургана (рядом с селом Червонным в Нижнегорском районе Крыма) Щепинский обнаружил неразграбленное захоронение сарматской царицы (статья Щепинского "Диадема царицы Амаги"), жившей в I веке до н. э., с множеством (более 2 кг!) уникальных золотых изделий тончайшей работы. Ныне их можно увидеть в Музее исторических драгоценностей Украины в Киеве.

8523b1ea70220b46f27e1725f73d2903248eaddc.jpgЧисло памятников, изученных А.А. Щепинским путем раскопок, велико, но прежде всего он был археологом-разведчиком. В Крыму разведки возможны круглый год, и редкий день археолог не отправлялся на поиски. Его спутники в этих разведках: А.Д. Столяр и А. А. Формозов, сопровождавшие Щепинского и в 1952, и в 1992 гг., вспоминали, что за полвека он не изменился: тот же полнейший аскетизм в еде и одежде, те же одержимость, целеустремленность, наблюдательность.

А.А. Щепинским выявлены древнейшие памятники каменного века в Крыму: местонахождения с ашельскими орудиями, а возможно, и более ранние — с галечными орудиями. Открыты новые мустьерские пещерные стоянки — Кабази и Навес в Холодной балке. Обнаружено много стоянок эпохи мезолита — неолита. На одной из них — Кая-арасы — проведены раскопки. На южном берегу изучались раковинные кучи. Исследовано много памятников эпохи энеолита, в том числе выделенной А.А. Щепинским кеми-обинской культуры. Он связывал с ней древнейшие антропоморфные стелы и каменные ящики с росписью, редкие образцы которых разыскал сам. Не обошел вниманием Аскольд Александрович и кизил-кобинскую культуру, поставив под сомнение ее прямую связь с таврами. Выявил он и десятки скифских и средневековых памятников, а в последние годы разыскивал разрушенные кладбища татар, захоронения времен второй мировой войны.

С 1973 г. Аскольд Александрович перестал сдавать свои находки в музеи, решив создать особый Народный музей археологии Крыма . Городские власти выделили для него подвал в одной из новостроек (располагался в Симферополе, ул. Гавена 101). Все, кто побывал в этом музее, поражались богатству собрания. Некоторые экспонаты могли бы украсить столичные музеи. Музей археологии Крыма (МАК) вел активную исследовательскую деятельность: менгир в балке Богаз-сала, «космонавт» на Бурун-кая, расписной таврский ящик на Долгоруковском плато, наскальные изображения и культовый камень в Алимовой балке. Информация об этих и многих других объектах, ныне экзотических достопримечательностях, весьма почитаемых туристами, впервые был озвучена на заседаниях совета МАКа. Через несколько лет плодотворной работы МАК заслуженно получил звание Народного музея, что было высшей оценкой для экспозиций такого рода. Экспозиция состояла из трех основных разделов: «Крым в период первобытнообщинного строя (эпохи и культуры палеолита, мезолита, энеолита и бронзы)», «Крым в период рабовладельческого строя (культуры эпохи раннего железного века)» и «Крым в период феодализма (население и культуры средневековья)».

f987e6899452cad9d9aec1334b782693d409584f.jpgВместе с тем, судьба музея оказалась печальна. В 1997 году коллекции МАКа были перевезены в фонды Центрального музея Тавриды (жемчужина собрания Щепинского, антропоморфная стела – шедевр искусства бронзового века – ныне украшает вестибюль музея). Кое-какие экспонаты можно увидеть в Музее мелиорации Рескомводхоза Крыма. Сейчас мало кто помнит, что в период расцвета Музея археологии Щепинский сформировал две экспозиции: в помещении хранились хрупкие артефакты, а во дворе ученый оформил прекрасную выставку «неподъемных» мегалитов. По сей день напротив бывшего музея валяются несколько антропоморфных стел, возвышается погребальная камера и кромлех кургана (возле него даже сохранились остатки охранного знака). Местные жители безуспешно пытаются защитить от осквернения эти никому, похоже, не нужные реликвии «детства человечества».

Много сил отдавал А.А. Щепинский и общественной деятельности как председатель Крымского отделения ВООПИК. В 1993 г. он был избран депутатом Верховного совета Автономной республики Крым. В Крымском от­делении Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры под руководством Щепинского активно работала секция охраны памятников археологии. Члены секции в 1969—1979 годах поставили на учет 722 памятника, составив на них паспорта и схемы расположения. В 1993 г. Аскольд Александрович был избран депутатом Верховного совета Крыма.

8c27bc16f1f104bb0b5a87690d3cbe6c7ff1d5a6.jpgУ А.А. Щепинского около ста публикаций. Среди них — книги «Там, где пройдет Северо-Крымский…” (1966), «Северное Присивашье в V-I тысячелетиях до н.э.» (1969) (обе в соавторстве с Е.Н. Черепановой), «Красные пещеры» (1987), «Кизил-коба» (1993) и статьи в «Советской археологии» и киевской «Археологии». Но главное его наследие — это коллекции Народного музея археологии Крыма и богатейший архив; полевые дневники, бесчисленные зарисовки, чертежи, фотографии. Археологи должны сохранить этот итог полувекового самоотверженного труда.

В 1991 году Щепинский вышел на пенсию и с тех пор все время отдавал систематизации накопленных коллекций и новым поискам. На исходе своей жизни Щепинский всерьез заинтересовался такой экзотической темой, как палеоконтакты. На «антинаучные» мысли ученого натолкнули резные наскальные изображения, обнаруженные им в ряде гротов Внутренней гряды. На одном из них изображен человек в скафандре. Изображение огромных размеров гораздо крупнее фигуры человека. В 1993 году газета «Известия» опубликовала его заметку об изображении «великого марсианского бога», обнаруженным им в Бахчисарайском районе. Щепинский провёл аналогию между крымским «космонавтом» и наскальными рисунками, найденными в пустыне Сахара, на Тассилийском плато. 21 мая 1997 г. после тяжкой болезни Аскольд Александрович ушел из жизни.

Список литературы
Кислый А.Е. Памяти А. А. Щепинского (1926-1997) // История и археология Крыма. - 2017. - № V. - С. 388-395.