Махнева Ольга Александровна

Жизнь археолога Ольги Александровны Махнёвой оказалась тесно связана с Симферополем. Здесь она впервые оказалась на раскопках, и сюда же вернулась состоявшимся ученым после работы на многих археологических объектах Крыма. Став в 1978 году руководителем Симферопольской экспедиции, она сумела уберечь от уничтожения ансамбль Неаполя Скифского, сплотить работоспособный коллектив ученых, многие из которых по-прежнему работают в городе.

Ольга Александровна Махнёва родилась 9 мая 1933 году в Витебске. Ее родители жили в с. Албат (ныне Куйбышево) Бахчисарайского района, но вынуждены были уехать из Крыма, спасаясь от голода. Мать Ольги Александровны, Валентина Алексеевна Ерещенко, также была из крестьянской семьи, родилась в с. Малая Лепетиха Херсонской области. В Симферополе она закончила среднюю школу №1, обучилась счетоводству, и ее направили на работу в колхоз в с. Албат, где она познакомилась со своим будущим мужем.

В конце жизни Ольга Александровна стала подписываться двойной фамилией – Махнёва-Чернец. Родной отец Махнёвой, Федор Чернец, происходил из семьи крестьянина, получившего землю в Албате за боевые заслуги. Федор Чернец прошел всю войну и остался жив, но война и послевоенные годы разлучили супругов. Валентина Алексеевна, чтобы воспитать дочь, вторично вышла замуж за одного из полевых командиров крымских партизан – Александра Дмитриевича Махнёва. В сентябре 1941 г., будучи комиссаром батареи, за свою стойкость в боях на Перекопе Александр Махнёв был награжден Орденом Красной Звезды. В ноябре 1941 г. ушел в партизаны, был начальником штаба Евпаторийского отряда, затем командиром Алуштинского отряда. 01 Махнев Орден Красного Знамени 1942.jpgВ послужном списке партизана – 8 крупных боев с карательными отрядами, 9 налетов на коммуникации противника, три спецзадания по глубокой разведке в тылу врага.

В послевоенном Крыму Александр Махнёв пользовался уважением, однако Ольга Александровна не оставляла мысли разыскать родного отца. Уже в зрелом возрасте ей это удалось – отец жил на Украине, у него была новая семья. О.А. Махнёва стала поддерживать отношения с отцом и родными.

После войны мать исследовательницы стала профессиональным экскурсоводом, работала в Крымском областном краеведческом музее, была знакома со многими крымскими историками и археологами. Неудивительно, что Ольга Александровна со школьных лет заинтересовалась археологией и участвовала в экспедициях. Закончив в 1951 г. симферопольскую школу №9, она поступила в Крымский педагогический институт, который закончила с отличием в 1955 г.

02 на Бакле с Шульцем и его дочкой 1950-е.jpgУже во время учебы Ольга Александровна участвовала в Тавро-Скифской экспедиции на раскопках Неаполя. Ее первыми учителями были Павел Николаевич Шульц, Александр Николаевич Карасев, Владимир Петрович Бабенчиков. Конец 1950-х гг.. Ольга Александровна помогала в зачистке вырубных склепов, зачищала кладки и помещения на городище.

Параллельно с археологической работой О.А. Махнёва занималась сбором научной литературы для библиотеки «Таврика», составляла каталог и научный архив. Во многом благодаря Ольге Александровне «Таврика» стала крупнейшим собранием литературы по истории и археологии Крыма.

В 1950-е гг. О.А. Махнёва работает в Коктебеле на раскопках средневекового городища Тепсень под руководством В.П. Бабенчикова. Строительство Северо-Крымского канала и Балановского водохранилища в Белогорском районе потребовало проведения охранных работ и исследования памятников. Ольга Александровна принимает участие в раскопках курганов в Херсонской области и Красноперекопском районе.03 Коктебель с Бабенчиковым, Себекин фотограф, Заря Иванова краев музей 1951.jpg

Достаточно перечислить памятники, на которых в 1960-е – 1970-е гг. работала О.А. Махнёва, чтобы оценить широту ее научных интересов. Средневековая крепость Фуна, армянский монастырь Сурб-Хач, склепы III – IV вв. могильника Нейзац, поселение эпохи поздней бронзы Тау-Кипчак, керамика античного Херсонеса, разведки в Западном Крыму, поселения в Ласпи, Партените, на Аю-Даге, Форосе, Малом Маяке – пожалуй, ни одна эпоха не была безразлична молодой исследовательнице. На раскопках Ольга Александровна познакомилась с М.А. Фронджуло, Е.В. Веймарном, О.И. Домбровским, В.А. Сидоренко, В.Н. Даниленко и другими известными археологами.

07 Резная купель 13в из книги Алустон и Фуна.jpgДля того, чтобы научные изыскания стали известны широкой публике, Ольга Александровна проводит большую популяризаторскую работу. Для экскурсоводов, туристов, гостей Крыма она пишет путеводители и научно-популярные книги: «Пещерные города Крыма» (в соавторстве с А.Г. Герценом), «Алустон и Фуна» (в соавторстве с К.К. Когонашвили), «Столица феодоритов» (совместно с О.И. Домбровским). (рис.– Резная купель XIII в. Иллюстрация из книги «Алустон и Фуна», 1971)

Младшие коллеги и ученики помнят Ольгу Александровну в первую очередь по работе на Неаполе Скифском – с 1978 по 1987 г. она возглавляла Симферопольскую экспедицию. О своей первой встрече с О.А. Махневой рассказывает Юрий Павлович Зайцев:

«Когда я в первый раз попал на «Неаполь Скифский», я познакомился с С.Г. Колтуховым и И.И. Вдовиченко – это было в 1979 году. Затем меня представили начальнику экспедиции – Ольге Александровне Махнёвой. Первое моё впечатление о Махнёвой связано с одним забавным случаем. Меня посадили разбирать ножом вымостку зольника №3 у «святилища трех менгиров». Рядом на раскладном кресле сидела Махнёва. Тут у меня из-под ножа выскакивает кусок фольги. Говорю: «Это, наверное, от сигарет кто-то обронил». – «Да, - говорит Махнёва, - не обращай внимания». Когда я пришел на следующий день, оказалось, что это был листик настоящей золотой фольги – Ольга Александровна решила меня не шокировать, чтобы я по всему городу не рассказал».

Под руководством О.А. Махневой исследованы зольник № 3 с остатками святилища «Трех менгиров», пригородная территория и участки Восточного некрополя. На протяжении 1980–1987 гг. над остатками мавзолея Скилура был возведен охранный павильон, стилизованный под древнюю башню. В работе Симферопольской экспедиции проявились организаторские способности Ольги Махнёвой.

«Она была больше хозяйка, чем археолог», - вспоминает Юрий Зайцев. Она постоянно ездила на совещания, решала вопросы с финансированием, снабжением, закупками. В течение нескольких сезонов действовал договор со средней школой №26: работники экспедиции получали завтрак, обедали в школьной столовой. В это время Ольга Александровна по-прежнему интересовалась наукой, но большую часть чисто научной работы поручала подчиненным.

В «высокий сезон» в экспедицию приезжали школьники и студенты, было много посетителей. В такие дни Ольга Александровна старалась оставаться на месте. Большое внимание О.А. Махнёва уделяла работе с керамикой – она лично контролировала этот процесс. Ю.П. Зайцев:

12 1957 экскурсия для школьников на неаполе_0.jpg

«Работать на «Неаполе» приходилось в очень сложных условиях, когда в этом районе строили водоочистные сооружения. Вопрос стоял о том, чтобы спасти памятник – выбить деньги на охранные работы, согласовать раскопки со строителями».

«Если не главная, то одна из главных заслуг Махнёвой – то, что она сумела организовать и сплотить коллектив, который продолжал работать и после ее ухода на пенсию». Под руководством О.А. Махнёвой начинали свою деятельность С.Г. Колтухов, Ю.П. Зайцев, И.И. Вдовиченко, А.Е. Пуздровский, И.В. Ачкинази. Ю.П. Зайцев:

«Безусловно, значительную часть своей жизни Ольга Александровна посвятила Неаполю Скифскому. Однако это не было единственное дело ее жизни. Кроме «Неаполя» были работы на Южном берегу Крым, Балановское водохранилище. Помимо археологии Ольга Александровна интересовалась керамикой, эпиграфикой, работала с клеймами херсонесской посуды».

Младшие коллеги отмечают легкий характер и чувство юмора О.И. Махнёвой. Умела ответить шуткой на шутку, разрядить обстановку. До самой смерти, уже будучи прикованной к постели, Ольга Александровна сохраняла ясный ум и чувство юмора.

Ольги Александровны Махнёвой не стало 18 сентября 2017 года. После нее осталась личная библиотека, переданная родными заповеднику «Неаполь Скифский» (или Фонду Наследие тысячелетий), коллекция солонок со всего мира, воспоминания и бесценный опыт участников экспедиции Неаполь Скифский.

Список литературы
К юбилею О.А. Махневой // Древняя и средневековая Таврика / Ответственные редакторы Ю.П. Зайцев, А.Е. Пуздровский. – Археологический альманах, №22 (сборник статей). – Донецк: «Донбасс», 2010. – С. 7-9.
Вдовиченко И.И. Об Ольге Александровне Махневой // Южная столица Крым. №32 (1300) 18 августа 2017 г. – С.7.