В 2016 г. у западного подножия горы Килиса-Кая примерно в 8 км на северо-восток от Судакской крепости был обнаружен и исследован крупный христианский храм, представлявший собой трёхапсидное, почти квадратное в плане сооружение с большим притвором. В заполнении храма и в слое, примыкающем к южной и восточной стенам, был найден немногочисленный археологический материал. В его составе присутствовали и христианские раритеты, представленные одним процессионным крестом, пятью энколпионами (емкость для хранения религиозных реликвий) и двумя нательными крестами. Большая часть данных артефактов обнаружена в слое пожара, как на полу храма, так и на плитах вымостки, примыкающей к южной стене с внешней стороны. Найденные здесь же монеты позволяют четко датировать этот слой в рамках третьей четверти XV в.
Два энколпиона находились в специальном тайнике, устроенном в южной части синтрона (скамьи для духовенства) центральной апсиды. К наиболее ранним христианским раритетам принадлежат фрагмент бронзового процессионного креста XI века (рис. 1.1) и фрагмент энколпиона XI-XII веков (рис. 1.2), также изготовленного из бронзы и ранее в Крыму не встречавшегося.
К первой половине XIII века относится хорошо сохранившаяся створка широко известных в Крыму киевских энколпионов с мелким изображением Распятия и обратными (зеркальными) славянскими надписями (рис. 2.1). Они традиционно относятся к одному из наиболее распространённых типов поздних мощевиков (емкость для хранения мощей) киевского производства.
Для первой половины XIII в. также характерен нательный крест с рельефными дугами (рис. 2.2). Данные кресты получили довольно широкое распространение, прежде всего, на территории Московской Руси. В юго-восточном Крыму они ранее не встречались.
Наибольшую группу образуют христианские раритеты третьей четверти XV века. Прежде всего, это бронзовый четырёхконечный с симметричными прямоугольными выступами на концах древа энколпион (рис. 3). Позолоченное трапециевидное оглавие украшено изображением Христа и архангела в ромбическом медальоне, декорированном по углам растительным орнаментом. Обнаружен он был в тайнике в южной части синтрона центральной апсиды храма. В центре композиции расположена фигура распятого Христа, выполненная в технике высокого рельефа. Над головой Христа помещена табличка с нечётко отлитыми оборотными инициалами IС ХС в выпуклой прямоугольной рамке. Такой облик креста сближает его с киевскими энколпионами XII–XIII вв.
К произведениям русских мастеров может быть отнесён и круглоконечный бронзовый энколпион с выступающими дугами (рис. 4). На обнаруженной створке энколпиона расположено рельефное изображение Распятия. В круглых медальонах по бокам – поясные изображения Богоматери и Иоанна Богослова, на верхнем и нижнем медальонах – поясные фигуры архангелов.
Представляет интерес находка нижнего луча с овальным завершением бронзового энколпиона (рис. 5.2), украшенного мелкими концентрическими окружностями, расположенными по центру луча, и едва различимыми косыми насечками, а также свинцового нательного креста (рис. 5.1) с несколько расширяющимися раздвоенными лучами, украшенными на концах небольшими сферами. У последнего на оборотной стороне присутствует крестообразная славянская надпись: «Спаси и сохрани, Бог любовь». При этом Христос изображён в виде схематической трудноразличимой фигуры.
Перечисленные выше находки в храме на склоне г. Килеса-Кая подтверждают информацию о разнообразии христианских раритетных предметов юго-восточного Крыма, как в средневизантийский, так и в позднесредневековый период. Кроме того некоторые стилистические особенности изделий позволяют говорить о высокой роли Балкано- Дунайского региона в первой половине XI в. в сложении христианской металлопластики не только Руси, но и византийского Крыма. Наличие же столь большой коллекции энколпионов и крестов, характерных для Московской Руси, указывает на степень развития связей средневековой Таврики и Московского государства во время правления Ивана III и накануне турецкого захвата полуострова.