
Могильник «Совхоз №10 (Севастопольский)» был открыт в 1954 г. в окрестностях Севастополя и исследовался в 1950-1960-х гг. экспедицией Херсонесского музея под руководством С.Ф. Стржелецкого. За время раскопок на его территории найдено почти тысяча захоронений I – начала V вв. н.э. по обряду трупоположения (ингумации) и трупосожжения (кремации). Последние делают памятник особенным и позволяют отнести его к небольшой группе т.н. биритуальных некрополей первых веков н.э.
Всего на территории могильника обнаружено 562 погребальные урны. Их было на самом деле еще больше, поскольку более сотни урн было уничтожено еще до начала раскопок при распашке поля. В качестве урн чаще всего использовались амфоры, большие лепные кувшины и горшки, реже – гончарные сосуды и каменные оссуарии. Большая их часть была просто погребена в поле, часть – помещалась в специальные сооружения – каменные ящики.
Каменные ящики с урнами. Всего на могильнике найдено три десятка каменных ящиков разного размера. Самый большой и примечательный из них – ящик №VII. Сначала он был сложен из четырех вертикально поставленных плит и имел размеры 0,85х0,50 м. Сверху его закрывали пятой плитой. Постепенно он был заполнен урнами в два слоя, но использовать его, как другие ящики, не прекратили. Была удалена северная плита и он, таким образом, был удлинен. Затем операция была повторена и его длина достигла 2,4 м.
Внутри ящика №VII было обнаружено 14 каменных оссуариев и 17 различных урн с прахом умерших. В других ящиках, в зависимости от размера, помещалось от 1-5 до 24 урн. Захоронения в них сопровождались небольшим количеством инвентаря, часть которого была уничтожена или пострадала во время сжигания умершего. Это, прежде всего, разнообразные бронзовые фибулы и браслеты, кольца, бусы и стеклянные сосуды. Также в них найдено несколько римских монет второй половины III – первой половины IV вв. н.э. Этим временем обычно каменные ящики и датируют.
В одном случае для урн была выкопана прямоугольная яма, которая также как и ящик №VII была впоследствии увеличена почти в два раза. В нее в два слоя было помещено 32 урны – более двадцати амфор, четыре гончарных и три лепных сосуда. Поверх ямы, видимо, было уложено еще более двадцати урн, которые были уничтожены распашкой. Все найденные в яме урны могут датироваться III в. н.э.
На территории могильника не было найдено никаких следов погребального костра, что может указывать на то, что умерших сжигали на стороне. С.Ф. Стржелецкий предполагал, что происходило это в 2 км западнее, на противоположном склоне горы Сахарная Головка. Здесь были открыты печи без следов керамического брака, но с большим содержанием пепла.
Как уже отмечалось, наиболее часто в качестве урн использовали амфоры больших размеров или большие лепные сосуды.
Среди них выделяется большой лепной горшок, у которого место перехода горла в тулово опоясано рельефным валиком, а ручка заканчивается расходящимися в стороны отростками в виде растопыренных пальцев, как бы «охватывающих» урну.
Также в качестве погребальных урн использовали и большие гончарные сосуды, подобные лепным. Изготавливали их, видимо, специально для этой цели. Возможно, в Херсонесе.
Отдельные урны в поле помещали в не глубокие (30-40 см) ямки, иногда обложенные камнями. Из-за своих больших размеров закопать их полностью в известняковый грунт было весьма проблематично, поэтому их просто немного прикапывали на боку и сверху засыпали землей.
Сами урны заполнялись пеплом и пережженными костями менее чем на половину. В них помещался прах одного-двух, иногда трех-пяти человек, взрослых и детей. Погребальный инвентарь в таких урнах был очень скуден. Часть его сжигали вместе с умершим, часть складывали уже после, вместе с прахом. Как правило это были металлические детали одежды, украшения, бусы и стеклянные бальзамарии.
Особый интерес вызывают каменные урны-оссуарии, изготовленные из местного мергеля.
Оссуарий (лат. «костница») — ящик, урна, место или же здание для хранения скелетированных останков.
Они имели прямоугольную форму и закрывались двускатными крышками, украшенными своеобразными «акротериями».
Акротерий – сложный архитектурный элемент; навершие, венчающее здание; оформление углов треугольного фронтона античной постройки.
Урны-оссуарии из могильника «Совхоз №10» отличаются друг от друга размерами и конструктивными особенностями. Некоторые из них тщательно обработаны и имеют тонкие (до 2 см) стенки, другие – грубые и неровные. На их стенках и крышках можно увидеть различные знаки – косые черточки, кресты, кружки и прочие геометрические фигуры.
Урны-оссуарии характерны для античных некрополей. Они известны в Херсонесе, Ольвии, Пантикапее. Изготавливали их здесь чаще всего из мрамора, а украшали резьбой и надписями с именами умерших.
В предгорном Крыму известно более десятка могильников первых веков н.э. с захоронениями-кремациями и некрополь «Совхоз №10» однозначно выделяется их разнообразием. Проблема появления и распространения в крымских предгорьях трупосожжений вот уже более полувека остаётся не разрешенной. Одни исследователи видели в них влияние на крымских варваров античных традиций, ведь сожжение умерших на протяжении столетий практиковали греки и римляне, но с принятием христианства она угасла. Другие связывали появление кремаций в урнах с переселением в Крым германских племен, среди которых такой обряд был также распространен. Высказывается точка зрения о собственных «местных» корнях этого явления. На это указывают следы огня в т.н. каменных ящиках эпохи бронзы и раннего железного века, связываемых с таврами.
В могильнике «Совхоз №10» вещи, найденные в урнах с кремациями, не отличаются от вещей, происходящих из обычных грунтовых и подбойных могил, и представляют традиционный набор погребального инвентаря, характерного для прочих варварских некрополей предгорного Крыма. Поэтому, возможно, кремации в урнах являются не отличительным признаком какого-то отдельного этноса или племенного объединения, а индикатором особых социальных групп внутри одного этноса, оставившего могильник.