Маска Сатира из Тиритаки

Раскопками городища Тиритака обнаружены подчас уникальные артефакты, и по своей сохранности и по значению. К ним относятся и разнообразные предметы искусства, археологический контекст которых может повлиять на их интерпретацию. К числу таких находок, принадлежит терракотовая маска, найденная в ходе исследований Боспорской охранно-археологической экспедиции под руководством В.Н. Зинько в центральной части городища в 2005 году. Маска была найдена в заполнении винодельческой цистерны, которая получила условное название ЦВ III. Краснолаковая посуда, обнаруженная в цистерне датируется в пределах I – II вв.

Изображенный на маске персонаж – это молодой Сатир. Лицо представляет молодого безбородого мужчину, с характерной для Сатиров торжествующей усмешкой. Волосы персонажа густые, волнистые, первоначально были черного цвета (остатки черной краски сохранились над правым ухом и выше). Голову украшает узкая лента с ягодами и листьями плюща, характерная для изображений дионисийского круга. Надо лбом – два небольших рожка. Экспрессию и эмоциональность Сатира передает очень хорошо моделированная пластика лица: мышцы напряжены, лоб нахмурен, рельефно выделена складка на нем. Также выделены упругие, мясистые щеки. Ярко выражены высоко поднятые, дугообразные широкие брови, сведенные к переносице. Глаза большие, с рельефно выделенными веками, широко раскрытые, с просверленными круглыми отверстиями. Нос прямой, небольшой. 2022-01-03_15-03-57.pngРот приоткрыт, верхняя губа тонкая, нижняя – толще, хорошо очерчены. Подбородок маленький, округлый, выступающий. По краям маски, сверху и слева сохранились небольшие круглые отверстия для крепления, сделанные по сырой глине. Такое же (третье) отверстие было и справа, но оно не сохранилось. Внутренняя поверхность и края изделия тщательно заглажены, есть небольшое углубление в центре (его расположение соответствует носу персонажа).

Маска Сатира могла попасть в цистерну как некая сакральная жертва. Кроме того, цистерна находилась по близости с достаточно большим святилищем. Маска состоит из восьми фрагментов, семь из которых склеены между собой, а восьмой (нижняя губа и подбородок) приклеить не представляется возможным ввиду крайне малой площади соприкосновения с основной частью. Изделие сохранилось не полностью: имеются утраты в нижней части (слева и справа), так же есть скол в верхней части маски и мелкие сколы на поверхности. Размеры изделия: ширина – 15,5 см, высота – 18,6 см. Маска сделана в форме, затем доработана стеком, обожжена. Глина местная, в силу чего боспорское производство изделия сомнений не вызывает, однако, точных аналогий  ему нет. Возможно, тиритакская маска была выполнена в привозной форме. Близкие по стилю маски происходят из Пантикапея, Гермонассы, Амиса – но они импортные.

Маска как сакральный объект появляется еще в глубокой древности. У греков маски играли весьма важную роль в культе Диониса, так как он, кроме прочего – божество вина и опьянения. Все, кто приобщаются к нему, могут потерять свой привычный облик и стать другим существом. Таким образом, маска – это символ и инструмент подобного превращения. Маски могли надевать люди, исполняя танец и «неистовствуя», они изображали Диониса, например, во время праздника Анфестерий. Сатиры в числе прочих персонажей (силенов, менад) являлись спутниками Диониса. Во время праздников, посвященных Дионису, люди переодевались в костюмы силенов и сатиров, которые состояли из плосконосых масок со звериными ушами вместе с одеянием из звериной шкуры или передника с элементами лошадиного образа.

Список литературы
Котина А.В. (Керчь) Маска сатира из Тиритаки // Материалы международной научной конференции. — Ред.-сост. В.Н. Зинько, Е.А. Зинько. — Симферополь; Керчь, 2020. — 436 с