Лунничные серьги и колты

Ярким типом украшений средневекового времени являются лунничные серьги и колты. Такая специфическая форма была широко распространена в различных регионах. Основной элементарной частью многих подвесных украшений является кольцо, а лунничная форма возникает от утолщения, утяжеления и сосредоточения декора в нижней части кольца. По мнению Н.П. Кондакова, общий прототип лунничных украшений происходит из Сирии и был воспринят Византией, Русью и народами Причерноморья, при этом на Руси и в Причерноморье разрабатывается не «культурный» византийский, а «варварский» вариант объемных лунничных колтов.

379503ad80e46057207096f9a71f9851.jpgТем не менее, древнерусские и причерноморские лунничные украшения оказались различны. Плоскостные лунничные серьги на Руси не распространились. Прототипами древнерусских лунничных колтов являются византийские, форма, орнаментика и эволюция тех и других очень сходны. Среди лунничных головных украшений средневекового Крыма различаются плоскостные серьги, носимые в ушах, и объемные колты, крепившиеся к головному убору.

Предпосылкой перехода к колтам стала, вероятно, сложность и громоздкость парадного праздничного головного убранства знати. Разница в назначении отражается в форме и конструкции этих близких категорий. На колтах бывает оформлена полость для вкладывания тканей, пропитанных благовониями. Дужка колтов имеет устойчивое крепление на штифтах или шарнирах и вытянутую форму для крепления на рясенную ленту или цепь. Известны примеры таких украшений, крепившихся к головному убору на цепочках длиной до 13 см, снабженные также иглой для прикалывания к ткани.slide-13.jpg

Изображения повседневного женского византийского убора постоянно показывают ношение серег, что является ожидаемым продолжением античных традиций: женщина с зеркалом, египетский шерстяной ковер V–VI вв.; св. Екатерина Александрийская, миниатюра Минология Василия II, 986 г.; женщины и служанка, фрески церкви Св. Пантелеймона, Нерези, 1164 г. Лунничная форма серьги лучше отразилась на западноевропейских изображениях XI в.: одна из добродетелей на алтаре из церкви в Ваттербахе (Германия) около 1000 г.; королева Кунигунда, рельеф на алтаре, Базель (Швейцария), 1020 г.; Богородица на фреске церкви Сан Квертце де Пидрет, Каталония, Испания, XI в.

В VI в. лунничная форма серег становится одной из основных. Серьги выполнены в прорезной технике и литье. Из Херсонеса происходят простые кольцевидные серьги VII в. с утолщением центральной части внизу, переходящие к лунничной форме, показывающие путь образования лунницы. В это же время в Причерноморье и Средиземноморье известны и золотые объемные колты, некоторые, по мнению Н. П. Кондакова, были изготовлены специально для погребального убора. Украшения орнаментированы крупной филигранью, на них наблюдается стиль перегородчатой инкрустации стеклом, характерный для раннего Средневековья.

Аналогичные золотые подвески из женского погребения в Новопокровке (Восточный Крым), украшенные разноцветными стеклянными вставками, А. И. Айбабин связывает с культурой хазар и датирует концом VII – первой половиной VIII вв. Украшения имеют мощное штифтовое крепление к головному убору. Такие колты распространены у кочевых народов Северного Причерноморья и Крыма, возможно, и Поволжья, место производства их остается невыясненным, но очень вероятно следование византийской технологии. Этот вариант колтов, орнаментированных в ювелирной технике филиграни, вероятно, был выработан византийскими мастерами для убора варварской знати. Возможно, изделия такого уровня выполнялись на заказ в византийских мастерских.

золотые височные подвески.jpg

В IX–X вв. лунничная форма в Византии продолжает развиваться от плоскостных форм к объемным, тисненым. Некоторые украшения продолжали носить как серьги. Роскошные золотые экземпляры оформлены в техниках филиграни и перегородчатой эмали. Более простые серебряные украшения совмещают форму лунницы и грозди, плоскостность и объемность.

Около XI в. складываются лунничные колты, подвески к головному убору, более тяжелые и предназначенные как для украшения, так и для несения внутри корпуса благовоний, размещаемых во внутренней полости. К сожалению, датировка византийских украшений во многих случаях остается приблизительной и дискуссионной. Крымский материал, наоборот, обладает строгими стратиграфическими датировками, вытекающими из четкой хронологии крымских погребений. С византийской формой лунничных серег связывается группа крымских украшений, хорошо известных по находкам из гото-аланских могильников.

мог лучистое.pngНесколько пар серег найдено в могильнике у с. Лучистое в погребениях IX в. Серьги выполнены штампованием из одинарной пластины. На лицевых сторонах представлены различные композиции с образом птиц: парных или одиночных – павлин с распластанными крыльями, птица в профиль. В склепе 14 такая пара обнаружена в районе черепа, около височных костей зафиксированы остатки ткани. В некоторых случаях изображения не сохранились.

Не все серьги аналогичны византийским по орнаментации. Используется более простой геометрический орнамент, прорези. Есть упрощенные формы с тремя, а не с пятью шариками. Видимо, такие варианты являлись подражанием византийской форме. В IX квартале северо-восточного района Херсонеса найдена бронзовая матрица для изготовления двусторонних лунничных украшений, скорее всего – колтов. Точной датировки данная находка, к сожалению, не получила. Матрица найдена на площади перед баней, входившей в комплекс дома, погибшего в XII–XIII вв. Ряд находок из помещений дома связывается с ювелирным производством.

Изображение лицевой стороны – распластанная птица (павлин) – хорошо соответствует паре серег из склепа 14 могильника Лучистое, выполненных по матрице с аналогичным изображением. Различными являются только некоторые детали изображения, например, штриховка перьев. В целом отмечается и стилистическая близость: геометризованное, несколько схематичное изображение. Но, в отличие от серег, матрица предназначена для изготовления двухстороннего объемного изделия, возможно, для колта. На оборотной стороне матрицы находится четко организованное трапециевидное клеймо завитково-растительного орнамента в геометризованном варианте. Размер матрицы из Херсонеса также близок размеру серег из погребений.

матрица.pngВероятно, данная находка матрицы демонстрирует изготовление более сложных и продвинутых относительно плоскостных серег украшений, связанных с развитием той же византийской традиции лунничных изделий. Изображение сохраняется практически без существенных изменений. Поэтому датировку аналогий из погребений – IX в. – можно рассматривать как ориентирующую, во всяком случае, как начальную хронологическую отправную точку для матрицы. Возможно, колты или украшения по данной матрице могли изготавливаться и позже, в IX – начале XI вв. Для этого времени на ювелирных украшениях характерен геометризованный стиль орнаментации. Находка матрицы в средневековом Херсоне свидетельствует о работе мастерской в византийской традиции. Следует отметить, что среди древнерусских украшений нет близкой аналогии такому изображению павлина ни в технике черни, ни в технике эмали. Наиболее ранние древнерусские украшения в этих техниках можно относить ко второй половине XI в. Поэтому данная интересная находка дает важное промежуточное звено, демонстрирующее проявление развития византийских прототипов для украшений в Восточной Европе.

Список литературы
Жилина Н.В. Лунничные серьги и колты средневекового Крыма (матрица из фондов ГАИМЗ "Херсонес Тавический")Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. Выпуск XXIII
Айбабин А.И. Археологическое наследие хазар времени создания каганата // МАИЭТ. 2013. Вып. XVIII. С. 277–315.
Даркевич В.П. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X–XIII века. М.: Искусство, 1975. 350 с.