Керамический медальон из Китея

В 2016 г. на Китее найден фрагмент почти плоского дна краснолакового блюда с круглым рельефным медальоном на внутренней поверхности сохранившимся на три четверти, найденный в жилом помещении в слое I-II вв. н.э. Верхняя часть рельефного медальона утрачена, однако надпись и изображения узнаваемы и поддаются идентификации. Он имеет широкую рельефную кольцевую окантовку. В центре его изображение двух фронтально стоящих фигур: слева – мужской, справа – женской, стоящих на горизонтальной линии; под ней идет двухстрочная надпись «ΠΕΡΓΑMНNΩΝ ΕΦЕΣΙ».

Между фигурами в районе голов, размещено ангтропоморфное изображение, представляющее собой, судя по аналогичным изображениям на монетах Пергама и Эфеса времени Коммода, фигуру богини Ники. Глина изделия светлая, желто-бежевая, плотная, без заметных включений. Лак оранжево-красный, плотный. Судя по оборотной стороне фрагмента, медальон был сначала оттиснут в форме, а затем наложен на дно еще не просохшего готового сосуда. Аналогий изображенному на ней рельефу и надписи в опубликованных находках неизвестно.

2022-01-03_16-35-56.pngСлева на рельефе – фигура мужчины в хитоне и гиматии с посохом в правой руке, увитым змеей, ползущей по посоху вверх. Голова его, повернутая к Артемиде, частично сколота. Левая рука свободно опущена и придерживает край свисающего гиматия; правая нога слегка отставлена, ступня ее развернута вправо; ступня левой ноги, на которую преимущественно опирается фигура – слегка развернута влево. Под складкой гиматия у левой ноги стоит сосуд цилиндрической формы; вероятнее всего, циста со свитками, закрытая крышкой. Слева от этого персонажа сохранились еще какие-то не вполне ясные буквенные изображения. Посох, вокруг которого обвивается змея, является одним из самых распространенных символов медицины и атрибутом бога-врачевателя Асклепия. Упоминание в надписи на сосуде пергамцев и, тот факт, что именно в их городе находился один из самых знаменитых храмов Асклепия (настолько знаменитых, что Асклепия здесь даже называли «пергамским богом»), можно предположить, что реальным прототипом рассматриваемого изображения могла быть эта статуя или реплика с нее.

В правой части медальона представлена Артемида Эфесская. Она была совсем непохожа на греческих богинь и имела уникальный и особенный облик, что сразу делает ее достаточно легко узнаваемой. В эллинистический и римский период было создано множество копий этой статуи, а кроме того ее изображение чеканилось в ранний период на лидийских монетах, позднее и монетах римского времени, где она изображена также с Асклепием.

Под рельефными изображениями внизу имеется двухстрочная надпись – Περγαμηνῶν Ἐφεσί. Первое слово представлено полностью: – пергамский, пергамец. Второе слово записано без окончания и связано с названием Эфеса. Вероятнее всего, это может быть форма Ἐφεσί(ων), присутствующая на монетах Пергама и Эфеса времени Коммода. И вся надпись, вероятнее всего, подразумевала тот же смысл, что и на этих монетах – (союз) Пергамцев (и) Эфесян. Сосуд имеет ярко выраженное сакральное предназначение и свидетельствует о тесных, религиозных, политических и экономических связях между Пергамом и Эфесом. Изображенные на нем две статуи, являлись культовыми символами этих двух городов, имевших тесные и дружеские политические отношения с эпохи позднего эллинизма.

 

Список литературы
Молев Е.А., Молева Н.В. Керамический медальон с изображением Асклепия и Артемиды из Китея // Материалы международной научной конференции. — Ред.-сост. В.Н. Зинько, Е.А. Зинько. — Симферополь; Керчь, 2020. — 436 с.