Зооморфные навершия веретен из Усть-Альминского некрополя

Среди предметов деревянной скульптуры Усть-Альминского некрополя особое место занимают навершия деревянных веретен, которые часто встречают вместе с деревянными пряслицами. Чаще всего позднескифские вещи из дерева сохраняются крайне плохо. Исключение представляет могильник Усть-Альма, природные особенности почв которого позволяют исследователям извлекать артефакты высокой степени сохранности, выполненные из древесины различных пород. Рассматриваемые изделия являются резными стилизованными фигурками животных. Среди опубликованных экземпляров известны навершия в форме птиц, стоящих оленей, лошадей и других животных.20201110_110402.jpg

Впервые находки этого типа были сделаны в ходе раскопок Т.Н. Высотской в склепе №88. Одно из наверший, лучшее по сохранности, представляет собой круглую в сечении палочку длиной 10 см, диаметром 0,7 см, расширяющуюся на концах. На нижнем, обломанном конце, размещалось пряслице. Верхний конец венчало, покоящееся на четырех столбиках, навершие с фигурами сидящих птиц, повернутых в разные стороны.naversk.png

Детали веретена изготовлены частично на токарном станке – основной стержень и, вероятно, маленькие столбики наверший. Круглое основание, на котором помещены птицы, и сами они вырезаны ножом. Возможно, четыре столбика навершия высотой 2,2 см, находящиеся на круглом основании, служили для витья тонкой пряжи. Известны этнографические примеры катушек или витушек для толстой пряжи или витья веревок. Подобно крымским находками, они имеют 3-5 «столбиков» или лопастей.

Навершия веретен из Усть-Альминского могильника примечательны с художественной точки зрения – реалистичные изображения птиц, по предположению Т.Н. Высотской уток, очень изящны. Кроме того, птицы, очевидно, несли некую смысловую нагрузку, так как с древних времен играли роль символа божества в культе бога Таргитая. 

Раскопками 1995 и 2000 гг. склепов №№520, 550, 590 и 736 выявлены еще четыре зооморфных деревянных наверший веретен. Визуально породы дерева, использованные для создания наверший определены как местные. Деревянная резная скульптура редко встречается в Северном Причерноморье. Корни этой традиции по мнению А.Е. Пуздровского следует искать в Центральной Азии, где известны аналогии скифского времени. 

Список литературы
Высотская Т.Н. Усть-Альминское городище и некрополь. - Киев, 1994. - 260 с.
Пуздровский А.Е. Крымская Скифия II в. до н.э. - III в. н.э. - Симферополь, 2007. - 493 с.
Пуздровский А.Е., Труфанов А.А. Полевые исследования Усть-Альминского некрополя в 2000-2003 гг. - Симферополь, 2017. - 300 с.